Железнодорожная школа и библиотека

0 4103
Понравилась новость? Поделитесь ею со своими подписчиками в соцсетях!

                      ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ШКОЛА

« С проведением через  Мариинск Сибирской железной дороги встала необходимость открытия школы для детей железнодорожников – будущих работников МПС.

В 1903 году открывается железнодорожное двухклассное училище, классы которого из-за неимения пока здания, располагались в частных домах. В это время велось строительство здания для училища по улице Большая Московская (Ленина, 105).

В 1906-1907 учебном году учащихся переводят в это новое здание. Здесь обучались только дети кадровых железнодорожников. После окончания училища мальчики могли поступить в Томское техническое училище, а девочки в четвертый класс гимназии, но надо было сдать экзамен по древней истории.

Сегодняшняя школа №1 берет свое начало от железнодорожного училища. С 1922-1923 гг. здесь начинает работать ФЗС (фабрично-заводская семилетка), а с 1933-34 учебного года ФЗД (фабрично-заводская десятилетка). Затем школа переходит в ведение МПС и ей присваивается порядковый номер 42. Из-за нехватки помещения, в 1936 году по улице Вокзальной в двухэтажном деревянном здании организуется филиал школы. Но несколько позже этот филиал становится самостоятельной школой. В 1954 году было построено типовое каменное двухэтажное здание по ул. Достоевского, 8 и куда переведена школа №42. Затем школу переименовывали в «108», «45». Ныне школа №1 находится в ведении городского управления образования». (Из сборника «Город на Кии»).

 

                                                                  Альбина КОРЖИНСКАЯ

                                           Далекое – близкое

В августе  военного 1944 года, после окончания Красноярского пединститута и имея направление на работу в железнодорожную школу №42, я ступила на шестигранные бетонные плиты перрона Мариинского вокзала.

В школе меня встретили доброжелательно. Но дипломированному специалисту, коим я была в то время, еще самому многому следовало учиться. И я до сих пор храню благодарную память о моих товарищах-наставниках.

Мария Федоровна Чудиновских родилась в 1891 году, окончила Томские  Бестужевские курсы и начала работать в школе еще в далеком 1913 году. Высокая, стройная, с умным внимательным взглядом и всегда одетая в строгий темный костюм. Со дня нашего первого знакомства она приняла во мне живое участие, ведь я в то время была не намного старше своих учеников, и ее наставления были для меня особенно ценны. Она преподавала математику, но это не мешало нам находить точки соприкосновения независимо оттого, что я преподавала литературу. До последних своих дней она сохранила ясность ума, с ней интересно было не только говорить, но даже и просто слушать.

Юлия Ивановна Козельчикова стала учительницей русского языка после окончания гимназии и тоже работала в школе с 1913 года. Ее отец был в свое время первым начальником депо на ст. Мариинск. В темном платье со стоячим белым воротничком, с чуть откинутой назад головой, которую оттягивали роскошные волосы, собранные на затылке, она казалась немного надменной, но на самом деле была душевным, отзывчивым человеком. Она во многом помогла мне. Я довольно часто бывала в ее уютной комнатке в железнодорожном доме около вокзала, где она жила со своей сестрой.

Тимофей Львович Рычков, по возрасту ровесник Юлии Ивановне и Марии Федоровне, преподавал географию. Он в свое время очень много путешествовал по стране. И на занятиях не любил ставить двойки. Не знавший урока ученик обязан был являться в маленькую комнатку, где хранились карты, и обязательно отчитываться за не выученное. Выйдя на пенсию, Тимофей Львович часто приходил в школу, да и мы любили приглашать его на наши школьные вечера. Какое-то добро, тепло шло от него.

В конце сороковых годов судьба забросила к нам в школу Александра Александровича Энгельке и его жену Веру Михайловну. Вера Михайловна работала воспитательницей в интернате при школе, а Александр Александрович преподавал немецкий язык. Выпускник филологического факультета Ленинградского университета, он был поистине полиглотом. Его влияние на учеников и учителей трудно переоценить. Мы многому у него научились. Общение с по-настоящему образованным человеком особенно ценно, по-моему, для людей всех возрастов. Александр Александрович буквально заражал всех любовью к книге. Нельзя сказать, чтобы до него у нас этого чувства не было, но при нем особенно читать и спорить о прочитанном стало в школе престижным.

В то время в Мариинске был прекрасный книжный магазин, где можно было приобрести книги русской и зарубежной классики, советской литературы. Продавец магазина, милая Надежда Ивановна Андреева, знала наши вкусы и всегда оставляла нужную книгу.

Где-то прочла, что в послевоенные годы уровень образования в нашей стране был особенно высок. И я вспоминаю, с каким упорством учились в вечерней школе бывшие фронтовики, представляю, как это было трудно, ведь все они еще и работали. У многих наших учеников отцы погибли на войне и в очень скромной одежде, в кирзовых сапогах шли в университеты и институты наши мальчики и девочки. Духовность они искали не в молитвах, а в знаниях. Один из них, а точнее, Коля Дорожкин, вспоминая о своей юности, писал:

" Аллеи Томска. Роща. Лето.

Комиссии суровый стол.

Я в стены университета

За будущим своим пришел.

Ни колебаний, ни сомнений:

Движенье – жизнь, ученье – свет!

…И было мне, пардон, до Фени,

Во что обут я и одет.

Ничьих не замечая взоров

Впечатывать спокойно мог

В паркет священных коридоров

Подошвы кирзовых сапог.

И дополняли чуб бурсацкий

И взгляд, что ясен и горящ,

Пиджак отцовский холостяцкий

И ломкий довоенный плащ.

Но на собраньях наших долгих,

На сабантуях (что скрывать?)

Мне не мешал мой внешний облик,

Как нынче молвят, возникать!

Никто не прятался в сторонке,

Как будто в чем-то виноват,

И не шарахались девчонки

 От наших штопок и заплат…

Мы долларом не измеряли

Стипендий гордые гроши,

И мирозданье познавали,

Не собираясь в торгаши.

И выглядел бы шуткой плоской

Реальный нынешний сюжет:

Американские обноски –

Творцам космических ракет!"

 

В 1957 году, через 12 лет после окончания войны, был запущен первый спутник Земли. Я помню, с какой гордостью, как будто мы сами это сделали, с крыльца школы наблюдали за этой рукотворной звездочкой. А спустя еще четыре года в космос вышел человек земли и этим человеком стал представитель нашей страны Юрий Гагарин! И это сделано не в благополучной, а в разоренной войной стране. Я склоняю голову перед трудолюбием моих сограждан, перед их мужеством, стойкостью, перед желанием познать неведомое. У Александра Александровича Энгельке мы учились правильно говорить по-русски, хотя и в школе, и в институте на то, как мы говорим, обращалось большое внимание. Вот почему современное снижение культуры языка так неприятно действует на многих людей. По-моему, просто надо любить свой язык и постоянно следить за своей речью.

Супруги Энгельке всегда с выдумкой готовили встречи Нового года. В то время Новый год учителя и ученики встречали вместе. В 12 часов ночи в нарядном зале директор поздравлял всех с праздником, и нарядные пары вокруг елки под звуки рояля танцевали вальс. В первой паре шли супруги Энгельке. Он в строгом костюме, она в длинном лиловом шелковом платье, отделанном черным кружевом. За ними ученики: мальчики в темных тщательно отглаженных костюмах, в белых рубашках с черными бабочками, девочки – в длинных пышных платьях из окрашенной в разные цвета накрахмаленной марли. После этого ритуала появлялись ряженые, танцевали, пели и уже далеко за полночь расходились, усталые и довольные, унося с собой надежду на лучшие времена, ведь от Нового года всегда ждешь чуда.

В 1954 году Энгельке вернулись в Ленинград. Александр Александрович стал преподавать английский язык в военном училище, занимался переводами с немецкого, английского, французского и др. Был принят в Союз писателей СССР. Благодарная память об А.А. Энгельке живет в сердцах  многих его учеников и тех, кому посчастливилось его знать.

Мелькнул метеором (работал в школе всего один год) "американец" Саул Давыдович Вагнер. Он интересен как факт  времени "холодной"  войны. Родители Саула Давыдовича в свое время эмигрировали в Нью-Йорк, а уже через десять лет в 1937 году вернулись на родину. Десятилетний мальчик навсегда сохранил английский акцент. Он закончил факультет теоретической физики в Ленинградском университете. По национальности он еврей, но когда получал паспорт, то в милиции на основании его метрики, выданной в Нью-Йорке, написали – американец. Это и определило его судьбу. Женился он на своей сокурснице и, вместо работы в каком-нибудь секретном НИИ, очутился в наших палестинах, а так как жили мы в одном доме, то и подружились. Сейчас Саул Давыдович заведует кафедрой в Петрозаводском университете.

Оставила след в памяти тех, кто ее знал, и Ирина Яковлевна Нейфельд. В нашей школе она преподавала естествознание. После окончания  "Тимерязевки" Ирина Яковлевна работала в Ленинградском  ботаническом саду, а летом 1941 года поехала с детьми в Крым к родственникам. Пришлось эвакуироваться. И после долгих мытарств очутилась в Мариинске вместе с теткой  и двумя сыновьями. Работала она с увлечением. На маленьком клочке земли около школы под ее руководством велись опыты над растениями, была сооружена простейшая метеорологическая площадка и сведения о погоде дежурный каждое утро вывешивал у входной двери. Вместе с учениками она совершала экскурсии в окрестностях Мариинска, учила распознавать полезные растения. Впоследствии работала в ботаническом саду Новосибирского университета, ездила со студентами на практику в Хакасию, написала книгу "Луга и пастбища Хакасии". Ее муж погиб в блокадном Ленинграде, тетку похоронила в Мариинске. Она вырастила сыновей, дала им образование. В 1985 году класс, где она была классным руководителем, отмечал 30-летие со дня окончания школы. Она готовилась к этой встрече, но не успела…

Приехал ее младший сын и привез  неоконченную ею стенгазету о жизни класса. Наша встреча прошла грустно, но мы с добрым чувством вспоминали эту светлую женщину, и благодарили судьбу за встречу с ней.

Надежда Кузьминична Федорова удивляла меня тем, что успевала очень многое делать одновременно. Во-первых, у нее был идеальный порядок в доме. Муж и два сына накормлены, чисто одеты, не обделены вниманием. Во-вторых, все в порядке на работе, а работала она учительницей начальных классов. На уроках она видела каждого ученика. На ряд, ближе к двери, периодически высаживались те, кто, по ее мнению, в чем-нибудь отставал. На этих детей она обращала более пристальное внимание. Как только ученик исправлялся, его место занимал другой.

Она была человеком с разнообразным кругом интересов: любила природу, хорошо знала окрестности Мариинска, летом любила собирать ягоды, прекрасно играла на балалайке и в кругу друзей пела задиристые частушки, сочиняла стихи, но никому их не показывала и исключение сделала только для меня. Никогда не таила секретов своих педагогических открытий и также готова была помочь любому в обыкновенных житейских делах.

Недолго работала в нашей школе поистине красавица Евдокия Ивановна Литвинова – учительница русского языка и литературы в 5-7 классах. Ее ученики отличались тем, что умели рассуждать, сравнивать, делать выводы, она учила их ответственности за выполняемую работу. Ученики научились активно работать, хорошо писали сочинения, не грешили многословием. Многому меня научила Евдокия Ивановна. Она была намного старше меня, имела порядочный стаж работы, а я еще только встала на учительскую стезю. Ходила ко мне на уроки, скрупулезно разбирала их, замечала разные мелочи. Все это делалось из дружеского ко мне отношения.

Потом она уехала в Омск и мы долгие годы переписывались с ней. После ее смерти еще некоторое время я переписывалась с ее сыном.

Зайцева Людмила Николаевна выпускница Пермского университета – учительница литературы, вела большую внеклассную работу. Увлекалась балетом и сама ставила хореографические миниатюры, в которых принимали участие не только девочки, но и мальчики.

Учитель труда Вячеслав Михайлович Чучупало дневал и ночевал в своей мастерской, умел находить единомышленников среди своих учеников. Не счесть, сколько действующих и недействующих моделей было сделано их руками. Члены его кружка всегда принимали участие в выставках технического творчества различного уровня и всегда занимали призовые места. Многим мальчишкам он помог найти дорогу в технические училища, техникумы, ВТУЗы. Приезжая потом на каникулы домой, они первым делом спешили в мастерскую, откуда начинался их путь.

Учительница биологии Ольга Николаевна Бобина  организовала в школе живой уголок. Дети вместе со своей учительницей сделали там небольшой бассейн с фонтанчиком, установили различные по размерам аквариумы, в просторных клетках разместили птиц, морских свинок, хомячков, развесили в горшках цветы. Получился маленький зоосад. Ухаживали за всем этим юннаты. Желающих было предостаточно. Здесь и без экологических лекций дети учились любить все живое. Я уверена, что, став взрослыми, они без нужды не сломают ветку дерева и не обидят своих "меньших" братьев.

Александра Григорьевна Мальцева преподавала историю. В свое время она проделала большую работу по установлению имен погибших на Отечественной войне учителей и учеников нашей школы, принимала активное участие в сооружении памятника, в их честь установленного около здания школы. Жаль, что ее труд не нашел продолжения, так как на памятнике, увы, выбиты далеко не все имена погибших.

Я поведала о некоторых, с моей точки зрения, ярких личностях. Еще о многих можно было бы написать, многие достойны того, чтобы о них вспомнили, и пусть кто-нибудь дополнит мои воспоминания. Я же расскажу еще о двух пенсионерах-учителях, которые и ныне живут в нашем городе.

Сколько бывших учеников, поступивших в технические учебные заведения, вспоминают добрым словом учительницу рисования и черчения Янину Эдуардовну Жупранскую. На своих уроках она добивалась осмысленного понимания чертежа. Ученики не копировали с доски, не получали разжеванное, а искали под руководством учительницы решение задачи. Каким образом изобразить на чертеже деталь, чтобы было понятно, что это она, а не что-нибудь другое? На ее уроках была деловая атмосфера, когда разговаривать на другие темы некогда, появляется азарт, желание догадаться, как это сделать. Разрешается советоваться, помогать друг другу, спорить, наконец. И вот рождается решение. Какая радость! Радость победы. Пусть небольшой, но победы. У нее, по-моему, все учились хорошо. Все ее ученики – одни лучше, другие хуже – умели писать чертежным шрифтом. Мои дети и внук тоже прошли ее школу с пользой для себя. Внук, служа в армии, оформил ленинскую комнату в своей части, и она была признана лучшей. Все это заслуга учительницы.

Фанатик своего дела, учитель физкультуры Иван Алексеевич Коржинский                                                                                                                                                                               родился и вырос в Мариинске. В предвоенные годы страна переживала спортивный бум. Молодежь охотно сдавала нормативы на значки БГТО, ГТО, ПВХО, строились стадионы, спортивные площадки, проводились спортивные парады.

Не обошло все это и Мариинск. В городском саду была построена парашютная вышка, на Кии сооружена вышка для прыжков в воду, в центре города, возле педучилища, вырос стадион. Комсомолец Ваня Коржинский в те годы принимал активное участие в спортивной жизни города: ходил на лыжах, участвовал в лыжной эстафете Владивосток-Москва на этапе Мариинск-Тайга, играл в русский хоккей, бегал на коньках, летом играл в футбол, работал на спортивных снарядах, хорошо плавал.

Вот как он сам описывает этот период в спортивной жизни города: " Физкультурное движение в Мариинске началось по инициативе городской комсомольской организации и молодежи в начале  двадцатых годов. И уже в 1924 году уездный исполком вручил за успехи физкультурникам города Красное знамя. Тогда же впервые были проведены парад и массовые выступления на стадионе на берегу реки Кии.

Большие трудности в то время спортсмены испытывали в приобретении спортивной формы, инвентаря и оборудования. Форму шили сами и только впоследствии стали покупать в Томске и Новосибирске. Не хватало спортивной обуви и легкоатлеты, волейболисты, футболисты и баскетболисты выступали на соревнованиях в простых тапочках, а порою и босиком, не имея представления о бутсах, туфлях с шипами и кедах. Футболисты играли матчи в простых ботинках. Вместо специальной обуви лыжники тренировались и выступали в валенках.

Не было спортивных площадок и стадионов – приходилось заниматься на пустырях, которых, к счастью, было немало. Первое футбольное поле молодежь оборудовала за городом, где позднее расположился промсад. И, несмотря на его отдаленность и примитивное оборудование, сюда посмотреть матчи приходило много болельщиков. Но, пожалуй, самым любимым местом у спортсменов и болельщиков был берег реки Кии, где силами комсомольцев был создан примитивный стадион с футбольным полем, беговой дорожкой и местом для прыжков. Здесь проводили свои соревнования и легкоатлеты, и футболисты. Стадион, надо сказать, не пустовал. Хорош был стадион, но из-за длительности весенних паводков от него пришлось отказаться, и молодежь, приложив силы, построила спортивную площадку в районе городского сада. К этому времени в городе уже было три футбольные команды – "Марс", "Призывник" и "Звезда". Организатором первой из них был учитель физкультуры железнодорожной школы Михаил Пешковский, а городских – Виктор Зубенин. Глядя на старших товарищей, в футбол потянулись и подростки, ставшие хорошими футболистами, они и защищали честь своих клубов и честь города.  Нельзя забывать имена первых футболистов М. Пешковского, А. Малкова, А. Кононова, Г. Ковачева, П. Дюкова, Г. Гайдука, П. Богомолова, Н. Кострюкова, И. Огородникова

Город воспитал немало и замечательных легкоатлетов. Среди них яркими "звездами" выделялись Б. Полуэктов, братья Шубины, Б. Васильев, В. Вятковский и М. Кузнецов. Особой популярностью пользовался Константин Третьяков, внесший неоценимый вклад в развитие легкой атлетики в нашем городе

В 1930-31 годах в городе было создано спортивное общество "Динамо" под руководством начальника милиции Капитонского и начальника управления лагерей Чмель, а в 1933 году в центре города вырос стадион "Динамо", который и стал центром для занятий физкультурой и спортом молодежи города. На стадионе имелась прокатная база для населения: коньков, лыж. На стадионе было всегда многолюдно. В зимний период здесь заливался каток с беговой дорожкой и хоккейным полем. Летом на стадионе было раздолье для легкоатлетов, волейболистов и футболистов. Каждое лето спортобщество "Динамо" на правом берегу Кии около понтонного моста сооружало водную станцию и вышку для прыжков, а для начинающих пловцов огораживали небольшой бассейн. Работники ОСОАВИАХИМА построили в городском саду парашютную вышку, где молодые парни и девчата получали первые навыки прыжков с парашютом.

В 1936 году при строительстве спиртового комбината был заложен, а впоследствии построен стадион "Пищевик". Длительное время работали спортивные общества "Динамо", "Пищевик", "Локомотив", "Труд", "Спартак". И сегодня остается только помянуть добрым словом тех, кто в те далекие годы стоял у истоков рождения спорта в Мариинске".

После демобилизации из армии в 1946 году, а служил Иван Алексеевич на Тихоокеанском флоте, пришел работать в школу №42. В школе был крохотный спортивный зал без надлежащего инвентаря. Чем могли, помогали директора школ и начальник станции Мариинск С.П. Петрусев, использовали еще и часть денег, заработанных школьниками на картошке. Так постепенно "богатели".

С легкой руки учителя "заболели" в школе настольным теннисом. Достали где-то подходящий стол, из фанеры смастерили ракетки, с трудом покупали в Красноярске шарики, которые имели способность быстро лопаться, но теннисисты научились их клеить и на игру выстраивались очереди. С переходом в новое здание приобрели нормальные столы и ракетки и даже стали проводить школьные соревнования.

В 1951 году Иван Алексеевич организовал велопробег Мариинск-Красноярск. Желающих набралось более двадцати человек, но тренировки оказались не всем под силу и в итоге остались четверо: Саша Молчанов, Виталий Максимов, Юра Звеков, Володя Авсиевич и их учитель.

До 1970 года в школе не было спортивного зала, и уроки физкультуры проводились в актовом зале, что было неудобно всем. Но осенью и весной уроки переносились на спортивную площадку. Тренировки велись круглый год и было очень много спортивных соревнований как внутри школы, так и городские, и дорожные.

Еще больше спортивных мероприятий стало в школе, когда был построен спортзал. Зимой же заливали каток и проводили хоккейные баталии, которые как-то даже снимало  Кузбасское телевидение.

С приходом весны школьники с учителями на целый день уходили на Арчекас, где устраивали соревнования по туризму: устанавливали палатки, разжигали костры, укладывали рюкзаки и т.д. Осенью спортивный праздник посвящался легкой атлетике. Были свои чемпионы. Памятен и триумф нашего спортколлектива, занявшего 1 место в спартакиаде школ Восточно-Сибирской железной дороги, проходившей летом 1965 года в городе Иркутске.

 

А теперь признание в любви моим ученикам. Одни из них запомнились больше, другие меньше, но ко всем я испытываю  добрые чувства. Конечно, в наших отношениях не всегда было гладко, но теперь время отсеяло все плохое и оставило одни хорошие воспоминания. И сегодня через толщу лет  нет-нет да придет открытка к празднику, письмо, такое доброе, светлое, или раздастся телефонный звонок. Отрадно, что наши бывшие ученики стали полезными стране людьми: зоотехниками, врачами, учеными, слесарями, машинистами, инженерами и т.д. Несколько человек окончили МГУ и другие столичные ВУЗы. Большинство же – университеты и институты Сибири, техникумы и другие учебные заведения.

Ряд наших выпускников работают в НИИ, обслуживающих космическую промышленность, а один даже непосредственно в НИИ Центра управления полетами в Москве. Один получил Государственную премию за участие в составлении карты рельефа дна Индийского океана.

Как-то я прочла у Л.Н. Толстого, как он, будучи учителем созданной им деревенской школы, размышлял, кому у кого надо учиться: Федьке у него (у Толстого) или ему у Федьки. В молодости я как-то не обращала на эту мысль особого внимания, но, став старше, поняла, что процесс обучения и воспитания – взаимосвязанный процесс. И обнаружила, что не только я учила и воспитывала, но и меня тоже летентно (скрытно) воспитывали и учили. Я многому научилась у своих учеников. И это прекрасно.

В 1971 году, после 30 лет со дня окончания школы, собрался поредевший класс выпуска 1941 года. Приехала на встречу и классный руководитель Ирина Федоровна Максимова. Бывшая ученица этого класса, врач-офтальмолог, живущая в г. Шире Елена Захаровна Ангарская пишет историю своего класса и школы.

Юбилеи окончания школы отмечали выпускники 1955 года, 1958 и другие. Хорошие это были встречи! Я смотрела на своих бывших учеников и радовалась тому, какие хорошие из них  получились люди!  Встретились взрослые люди, всем под пятьдесят, у всех взрослые дети, у некоторых внуки, но на какой-то небольшой отрезок времени вернулось ощущение их юности и моей молодости. На встречах мы рассматривали фотографии, вспоминали прошлое, незабвенную картошку, рассказывали о своей жизни, читали письма тех, кто не смог приехать.

А потом мы шли по улицам нашего города. Многое уже изменилось с той далекой поры, но это был наш, навсегда родной город.

 

Теперь школа другая. Другие задачи и проблемы. И это правильно. Школа не может жить старым, она всегда в движении, как жизнь.

                                                                                     (1996 г.)

                                                                                                                                                                       

 

                                                                    Николай ТЕРЕНТЬЕВ

              "Гордость учителя – в учениках"

Железнодорожная школа г. Мариинска всегда славилась хорошими учителями, среди которых и ветеран педагогического труда Надежда Дмитриевна Калмыкова. Свою трудовую деятельность Надежда Дмитриевна начала в далеком 1936 году в родной начальной школе на станции Козулька, после окончания Ачинского педтехникума. С той поры ее педагогический стаж не прерывался ни на один день.

Некоторое время ей вместе с мужем довелось учительствовать в Западной Белоруссии. Затем оба работали в Красноярске и жили при школе, так как своего жилья не имели. В 1956 году мужа Надежды Дмитриевны – Леонида Петровича направляют на работу в наш город директором железнодорожной вечерней школы, и с того самого времени в сорок пятой школе появилась новый преподаватель истории Н.Д. Калмыкова.

Долгое время для учеников и учителей она оставалась человеком-загадкой. По любому вопросу Надежда Дмитриевна имела свою позицию и свое суждение, подчас неудобные для других. Ученики побаивались ее суровости, но, тем не менее, тянулись к ней всем своим существом, как все живое тянется к солнцу. Знаю это не с чужих слов, так как сам был одним из ее учеников с 1961 по 1965 годы.

Юные души тонко чувствуют справедливость и беззлобность. Разве бы позволил иной учитель, чтобы на классном собрании ученики ставили вопрос о поведении классного руководителя? Не боясь подорвать свой авторитет, она пришла на собрание, выслушала горькие, в большинстве не заслуженные упреки лидеров класса и на каждый из них дала полновесные ответы. В глазах одноклассников лидеры были посрамлены, но зла опытный педагог ни на кого не держала. Рассказывая мне об этом собрании, Надежда Дмитриевна не лукавя говорила: "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян, а это был мой лучший класс, будто сюда специально набрали самых сильных учеников. Представляете, из тридцати шести учеников класса двадцать семь поступили в высшие учебные заведения и самое невероятное, что ни один человек из класса даже не курил".

Почти всех своих выпускников  помнит педагог, со многими встречается, переписывается, а  Олегом и Вадимом Потаповыми, Михаилом Масалитиным, Юрием Михайловым и Сергеем Земским так просто гордится.

Особо вспоминается Надежде Дмитриевне сплоченный педколлектив школы 50-60 годов и опытные педагоги Л.Н. Зайцева, И.А. и А.П. Коржинские, Н.К. Кузьмина. В те годы очень много внимания уделялось кружковой работе. На дорожных конкурсах железнодорожных школ высоко котировались школьный хор и танцевальная студия. На любом конкурсе школе присваивались призовые места. А однажды привезли и солидный приз – пианино. Рассказывая о своих учениках, Надежда Дмитриевна преображается, в глазах появляются веселые искорки…

Более ста лет общего педагогического стажа  у супругов Калмыковых. По их стопам пошла и внучка. Она учительствует в районе Крайнего Севера, и, как бабушка и дедушка, отдает своим ученикам не только знания, но и частичку своего сердца.

                                                                           (1994 г.)

 

                                                                               Галина ЛОПАТИНА

                 "Как хорошо у вас учиться"

 

Следы войны – на человеческом лице, Анна Тимофеевна смотрит ласково, с улыбкой, а взгляд Николая Илларионовича сосредоточенный, серьезно-мягкий. Если уместить в одну солдатскую колею их страдания и слезы, то получится путь к далекому, долгожданному Дню Победы. Супруги Лосевы прожили вместе золотой век.

 

Их воспоминания о войне начинаются со школы. Сорок один год учительского стажа у него и 44 года у нее накрепко привязали обоих к средней школе №45. Тогда преподавали в основном мужчины. Николай Илларионович был принят учителем сперва в начальных классах Георгиевской школы Мариинского района.

В тревожном предвоенном 1940-м году призван на службу в Красную Армию, попал на Дальний Восток, в залив Петра Великого. В июле 1941-го  бригада стояла на границе с Японией. Наши солдаты наблюдали, как старательно учатся воевать японцы у озера Хасан. Прошел слух: как только наши сдадут немцам Москву или Ленинград, японцы сразу пойдут в наступление. Короткие беседы с политруком нацеливали: хватит держать в руках учебные гранаты, когда нужны боевые. Участились многокилометровые походы в сопки. А тут, как на грех, вся двухэтажная казарма заболела цингой. Строжайшим лекарством были черемша да кружка заваренных пихтовых иголок перед обедом.

Подучившись маленько и вылечившись, приблизились к Владивостоку. Солдаты шли и ели дикий виноград, его кисловатый вкус до сих пор во рту. Варили в ведрах спелую кукурузу, словом, подкрепляли желудки перед наступлением. Молодой боец Николай Лосев был командиром стрелкового орудия. Их эшелон стоял на линии резерва для 3-го Белорусского фронта, а дивизия называлась 215-я стрелковая.

 Ехали поездом быстро, "по зеленой улице". Немцы закрепились в сосняке под Витебском. В 1943-м году сам Гитлер приехал в Витебск поощрить своих офицеров. Обещал повысить зарплату, если, во что бы то ни стало, отстоят город. Наши пленные, впоследствии уничтоженные, специально для него выстроили бункер. Гибло там, на полях брани, с обеих сторон великое множество солдат. Но Витебск все-таки освободили мы. Дважды Николай Лосев был в открытом бою и дважды получил ранение. Кричал вместе со всеми: Вперед за Родину! За Сталина!" и, как другие, очень боялся попасть в плен.

…Второе ранение, полевой госпиталь, непривычные белые халаты и хирург, хлопающий Лосева по щеке: "Просыпайся, дружище, с победой тебя!" Приехали шефы, привезли сало и самогонку и такой устроили они праздник с печалью и радостью, что не забыть.

Вернулся солдат домой и на другой день пришел по направлению военкомата в 42-ю школу. Потом 15 лет проработал в средней школе №3 (вел военное дело и физкультуру), потом работа в педучилище и, наконец, снова родная сорок пятая. Родная потому, что все дети его тут проучились, и они с Анной Тимофеевной отсюда ушли на пенсию. Хватило сил у Николая Илларионовича еще 15 лет на железной дороге потрудиться, причем, по фронтовой привычке ни разу не взял больничного листа.

И была у него в жизни любовь. Суровая, послевоенная. Звали ее Аннушка, Анечка, Анюта. "Ох, красивая, симпатичная была", - вздыхает Лосев.

Анна Тимофеевна одним любопытным глазком в полуоткрытую дверь подсматривает. "Любовь, - продолжал Николай Илларионович, - похожа на привычку". – Заметив супругу, отдал приказ "немедленно спрятаться на кухне". Далее он на эту тему не рассуждал, считая, что фронтовую и любовную темы вязать воедино никак не возможно, поскольку та и другая имеют стопроцентную отдачу.

Анна Тимофеевна потихонечку принесла все семейные альбомы с фотографиями разных лет. Вот она студентка педучилища третьего курса. Отец добровольцем ушел на фронт, и она, бросив училище, пошла на курсы медсестер. Было это в Кривощеково, военный завод №179. В 1942-м году отец погиб  и ее отпустили домой помогать матери. Вот баимские дети, из них 18 ленинградцев, которые запомнились высокой культурой поведения. Но разве можно отделить своих от чужих, если любишь детей. Из альбомов высыпались вырезки газеты "Вперед".

Год 1976. "Мы, мамы и бабушки, получили приятный сюрприз от наших детей, которые учатся в первом классе. Помогла им Анна Тимофеевна Лосева. Очень много пришлось ей потрудиться. Мальчики были в строго парадной форме, а девочки, как гвоздички, к белым форменным фартучкам прикололи зеленые листочки, а в косы вплели красные ленты. Классный час был настоящим подарком, а для детей еще одной ступенькой в мир знаний".

1961 год. "Благодарим классного руководителя А.Т. Лосеву за хорошее обучение и воспитание ребят. Начиная с первого класса, 40 учеников из года в год переходили из класса в класс со 100-процентной успеваемостью. В истекшем году класс назывался "спутником семилетки". Ученики имеют прочные знания, а родители желают учителю прочного здоровья".

Год 1967. Заметка повествует о  благородной учительнице Лосевой, отдающей себя воспитанию молодого поколения. Тщательно готовится к занятиям, умело подбирает наглядные пособия. А.Т. Лосева делала доклад на научно-практической конференции. Лаборатория нравственного воспитания при Академии педагогических наук рекомендовала в числе других и доклад Лосевой для обсуждения на конференции Восточно-Сибирской железной дороги. Анна Тимофеевна знакомится с будущими первоклассниками задолго до начала учебного года, посещает квартиры, беседует с родителями. Десятый год работает без второгодников. За многолетний труд награждена медалью "За трудовое отличие".

Май 1969. "В чем секрет успешной работы отличника народного


Похожие новости

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новые объявления на доске объявлений Мариинска
Хотите увидеть свое объявление здесь? Тогда просто добавьте его к нам на доску объявлений!

добавить объявление


продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400
продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400

продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400 Новая, в упаковке с документами. Гарантия кончилась. небольшой торг. Покупал для стройки, но планы поменялись.

Описание:

Продам УШМ Hitachi G23SRU
Продам УШМ Hitachi G23SRU

Продам УШМ Hitachi G23SRU состояние новой, пару раз отрезали ей что-то по мелочам. Гарантия кончилась. небольшой торг. В упаковке с документами. Покупал для стройки, но планы помен

Закажите себе к столу вкусного Иван-чайку из Мариинска!