Ворота города
Да, именно ворота города. Действительно, почти каждое знакомство с любым городом мы начинаем с вокзала: будь он железнодорожным, морским или автобусным.
Днем и ночью сплошным потоком идут поезда, каждый из них делает остановку и у нас, в Мариинске. Пассажиры всего несколько минут находятся в гостях у Мариинцев, но от того, как их здесь, на вокзале, встретят, обслужат, зависит их мнение о всех людях, проживающих в нашем городе.
Вспоминается один эпизод, происшедший со мной в вагоне скорого поезда Москва-Владивосток. Нас в купе сидело четыре человека, совершенно разные люди. Подъезжая к станции, я начал собираться.
-Вы уже выходите? – спросил меня один из пассажиров. – Какая сейчас станция?
-Мариинск.
-Мариинск, - повторил он.
И тут заговорили все. Не думал я, что наш небольшой городок нашел, даже в одном купе, столько доброжелателей. Пожилая женщина, ехавшая до Иркутска, с теплотой назвала фамилию дежурной по вокзалу Валентины Павловны Соловьевой.
-И еще, что мне у вас очень понравилось, - добавила она, - это привокзальная площадь, засаженная благоухающими цветами и яблоньками. Поверьте, проехала от Иркутска до Москвы, но лучше, чем у вас, в Мариинске, не видала. Видно, хорошие люди трудятся здесь.
Мнение этой женщины подтверждают и строки многих благодарностей, записанных в книге предложений.
-И не только в ней, - говорит Матрена Гавриловна Гриценко, начальник вокзала. – Вот посмотрите.
Она достала из стола пачку писем. В них люди благодарили работников вокзала за чуткость, отзывчивость, за помощь в трудную минуту. В этих письмах названы фамилии и дежурных по вокзалу В.П. Соловьевой, В.Е. Ушатиковой, Н.П. Ивановой, кассира Т.П. Караульной и др.
-Вообще людей хороших в нашем коллективе много, - продолжает далее Матрена Гавриловна. – Только один факт: из 50 работников вокзала 28 человек носят высокое звание ударника коммунистического труда. С производственными планами наш коллектив ежемесячно справляется. Так, июльское задание по кассовому сбору перекрыли на 1100 рублей. И все остальные пункты социалистического обязательства, взятого в честь 50-летия образования СССР, выполняются успешно.
Этому способствует самоотверженный труд всех работников. Кроме перечисленных выше товарищей, можно отметить багажного весовщика Ф.П. Попова, ст. билетного кассира М.Г. Поморцеву, станционных рабочих Л.Т. Непомнящих и В.И. Белоусову, стараниями которых на вокзале всегда опрятно и чисто. Да и цветники тоже дело их рук. Вместе с А.В. Малютиной и А.С. Островской они каждый день ухаживают за цветами, придавая необыкновенную красоту привокзальной площади, слава которой известна далеко за пределами нашего города.
И чем ближе знакомишься с этим небольшим коллективом работников вокзала ст. Мариинск, тем больше убеждаешься в правоте многочисленных благодарностей им, в том, что они с честью представляют наш город перед лицом тысяч людей, проезжающих мимо, и что первое знакомство, первое впечатление от встречи с Мариинском у всех проезжающих и приезжающих приятное, запоминающееся.
Семен ШИНКАРЕНКО.
1972 г.
Иван ЕФРЕМОВ,
журналист.
Главный нерв станции
(Дважды почетные)
Среди своих сверстников Юрка Шимун отличался проникновенной любознательностью ко всем непознанным вещам и явлениям, существующим в природе. Довольно рано паренек дотошно познал многие секреты фотографического дела.
-Еще бы! – не без зависти выражал свое мнение один из уличных приятелей Юрия. – Ему есть у кого научиться, отец-то с матерью у него ого-го как фотографируют!...
Да, родители Юрия давно приобрели в городе популярность фотографов-профессионалов. И это не могло не приносить какой-то тихой радости и удовлетворенности и подростку, познающему мир.
"По нашим стопам пойдет, - не раз довольно отмечал про себя отец, видя, с какой прилежностью отделывает свои самостоятельные снимки сын. – Будет у парня обеспеченное будущее. И невдомек было отцу, почему это парнишка так зачастил с походами на железную дорогу. А Юрий Шимун тем временем, разинув рот, любовался, как управляется с подъемом и укладкой грузов его брат на подъемном кране. И уж совсем сердце заходилось у паренька, когда ему удавалось хоть накоротке с ветерком проехаться на паровозе, где помощником машиниста служил второй его брат.
Незаметно, шаг за шагом прирос Юрий Шимун к железной дороге. Он готов был с одинаковым рвением выполнять здесь любую работу, которую могут доверить взрослые.И ему доверили, приобщив на первых порах доставщиком документов. Не хитрое вроде бы, на первый взгляд даже легкомысленное это занятие. Ну, что сложного в том, чтобы доставить документы от машиниста локомотива до технической конторы, и по мере их обработки вернуть снова машинисту. Нет напряжения для ума, когда имеешь резвые ноги.
Но Юрий Шимун относился к исполнению порученных обязанностей с полной ответственностью и самоотдачей. Правда, нет-нет, да и кидал он любопытствующие взгляды в сторону конторщиков. Интересное у них занятие, попробовать бы самому… И не знал парень, что к нему также присматривается одна из полномочных конторщиц – Валентина Петрусева. Она-то и предложила перевести Юрия Шимуна на должность ситуатора. И такая, на первый взгляд замысловатая, должность существовала на станции. А суть ее выражалась удивительно просто: владеть полнейшей ситуацией на нужный час с подвижным составом – от порожняка до грузовых и пассажирских поездов, находящихся на путях.
Шаг за шагом познавал и осваивал весь сложный процесс функционирования станции Юрий Шимун. Сигналистом работал. Был готов подменить дежурного по станции, но признаться даже себе в этом не решался. Однако начальник станции в те годы Сергей Павлович Петрусев оказался как всегда куда прозорливым руководителем.
-Принимай самостоятельную смену Юрий Михайлович, обратился он к Шимуну в нужный момент.
-Да как же так с бухты-барахты, Сергей Павлович? Нужно время подготовиться…
-Такое время как раз и наступило..
Эта первая смена осталась в памяти на всю последующую жизнь.
-Как дела? – поинтересовался Петрусев рано утром перед окончанием смены. – Молодец! Так держать, - закончил он, убедившись в нулевом цикле занятости путей.
И Юрий Михайлович воспринял это напутствие как руководство к действию. Так он держал вахту за вахтой на протяжении ряда лет и в качестве дежурного по станции, и в качестве маневрового диспетчера. Не припомнится случая, чтобы в часы его дежурств на станции создавалось тягучее пиковое положение, а если нечто подобное на какой-то срок и складывалось, то при умелых действиях руководителя смены пробки из подвижного состава на путях оперативно "расшивались". Маневровая диспетчерская служба постоянно оставалась главным чутким нервом жизни всей станции. Ведь это за такие достижения в трудовой книжке Юрия Михайловича ложилась запись за записью с выражением благодарности за умелый самоотверженный труд. Всего я насчитал таких записей около 130. В начале 80-х на лацкане форменной тужурки Юрия Михайловича Шимуна засиял знак "Почетному железнодорожнику", а в конце десятилетия к нему добавился и второй такой знак.
-Да, горел весь в работе, - скромно замечает в конце нашей беседы жена Юрия Михайловича – Нина Андреевна, работавшая много лет нормировщиком на железнодорожном узле. – Пока работал, ни разу путевкой в дом отдыха, ни в санаторий не воспользовался. А теперь вот из больницы не выходит… Вот наша пенсия! – многозначительно распахивает передо мной дверку шкафа Нина Андреевна, и глаза зарябило от множества пузырьков и склянок с лекарствами…
1998 г.
Надежда ПЛЕЧИКОВА,
Журналист
Трудовой институт Лабинского
Энергичный, напористый, седовласый, в строгой железнодорожной форме железнодорожника – таким я увидела Виктора Станиславовича Лабинского, председателя совета ветеранов Мариинского железнодорожного узла. 2 июля Виктору Станиславовичу исполняется 67 лет. Но он молод душой и телом: прекрасно водит машину, до сих пор отлично плавает (увлечение плаванием пришло еще в детстве, в юности готовил себя к профессии морского офицера), весь свой земельный участок весной вскапывает только лопатой, не признавая никакой пахоты трактором.
А когда в 1997 году он вышел в отставку с должности начальника станции Мариинск и сразу же совершенно отошел от дел, в ушах стояла звенящая пустота.
Сейчас Виктор Станиславович помимо своей основной общественной нагрузки, еще является членом президиума городского совета ветеранов Мариинска и Мариинского района и таким образом имеет возможность сравнить ту заботу, что проявляет о своих ветеранах железная дорога и городские власти, а также предприятия города и района. Ни одно из них, за исключением спиртового комбината и ликероводочного завода, не делает и сотой доли того, что дает своим пенсионерам железная дорога.
Редкий прием по личным вопросам ветеранов узла (а их на учете более тысячи человек) обходится без того, чтобы пенсионеры, ушедшие на заслуженный отдых с других предприятий, но отработавшие до этого хотя бы несколько лет на железной дороге, не попросились в ветеранскую организацию железнодорожников. Тут вам и пособия согласно коллективному договору, обеспечение топливом, помощь с ремонтом квартир и зубопротезированием, предоставление путевок в профилактории.
Председатель совета все вопросы держит под собственным контролем, хотя помощников у него достаточно – восемь человек – председатели советов ветеранов всех подразделений и служб, расположенных на Мариинском узле. Неиссякаемой энергией обладают все эти люди, искренне и по-человечески заботясь о своих прежних сослуживцах. А еще В.С. Лабинскому присуща такая благородная черта, как стремление к сохранению истории родного предприятия, а ее, как известно, слагают люди. Еще занимая должность начальника станции, Виктор Станиславович стал по крупицам собирать историю станции Мариинск и сейчас продолжает это делать. Завел специальную книгу памяти. Люди, узнав об этом, все несут и несут то фотографии, то документы.
Благородное это дело – создание истории железнодорожного узла – осуществила бывшая железнодорожная школа №45 (сейчас это муниципальная школа №1), открыв музей школы. Но об этом – другой разговор. Ветераны железнодорожного узла очень любят этот музей и всячески стараются ему помогать. Виктор Станиславович передал туда немало экспонатов. Только почетных железнодорожников на узле восемь. И о каждом, в том числе и о Лабинском, в музее школы рассказано на специальном стенде. А ведь что ни человек, то страница истории.
Благородным назвал также Виктор Станиславович и задумку своих давних друзей Максимовых, Виктора Федоровича и Нэлли Ибрагимовны. Максимов в свое время был начальником Восточно-Сибирской дороги, жена работала инженером. Потом Максимова перевели в Министерство путей сообщения, и вот теперь жена его задумала издать книгу по истории дороги, попросила Виктора Станиславовича написать свои воспоминания для этой книги. Он не только сам это сделал, но и других подключил.
У Лабинского страницы личной истории заслуживают особого внимания. Рассказывая о себе, он шутливо заметил: "Это мое третье пришествие в Мариинск". Первое состоялось в самом начале шестидесятых, когда выпускник Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Виктор Лабинский прибыл на станцию Мариинск и не гнушался никакой работы, учился своей профессии не только у начальника станции Сергея Павловича Петрусева, но и у башмачницы Ольги Федоровны Осмоловской.
Казалось бы, чему может молодой специалист научиться у башмачницы? А Виктор Станиславович, до сих пор восхищаясь этой женщиной, теперь уже пожилой, рассказывает, как виртуозно владела она тормозными башмаками, ловко подкладывая их под надвигающийся на нее вагон. И молодой Лабинский учился у нее этому искусству. Теперь, став председателем совета ветеранов, не забывает свою старенькую совсем учительницу, обязательно ее навещает.
Через несколько лет по приезде в Мариинск Лабинского пригласили поездным диспетчером в Красноярск. Уже и квартиру получил, и сына в детский сад устроил, и работа оказалась по душе, но позвонил как-то Петрусев, позвал: "Приезжай, главного инженера позарез надо". И он опять вернулся в Мариинск, отстояв через некоторое время перед партийными органами свое право заниматься любимым делом - хотели избрать Лабинского освобожденным секретарем парткома Мариинского железнодорожного узла.
Затем судьба забросила его в Ачинск, он был начальником станции Ачинск-1, начальником отдела движения Ачинского отделения. Эта работа оказалась особенно созвучна деятельному характеру Лабинского - со знанием дела принимал серьезные решения, любил ответственность, оперативность, мобильность и подвижность. Теперь уже учились у него. И он с гордостью называет такие известные на дороге имена, как Николай Александрович Захаров, в то время дежурный по станции Ачинск-1, Владимир Владимирович Ковалев, тогда ДС Ачинск-2, Василий Иосифович Нюкалов, он был заместителем начальника станции Ачинск-1. Однако, несмотря на то, что деловая карьера складывалась удачно, Лабинский вновь принимает предложение вернуться в Мариинск. И это третье пришествие его в Мариинск стало теперь уже окончательным.
Виктор Станиславович возглавил станцию в 1986 году. Не побоялся кадровых перестановок, предложив должность главного инженера станции Александру Владимировичу Заболотскому, и не ошибся в выборе. После выхода на пенсию Лабинского станцию возглавил Заболотский. А сейчас он начальник станции Красноярск. И Виктор Станиславович очень рад такому обстоятельству и гордится за своего ученика.
В те годы, что Виктор Станиславович возглавлял станцию, случались своеобразные рекорды: станция грузила до ста поездов в четном и нечетном направлении. Рекорд же, который так и остался неперекрытым -114 поездов в сутки. Сейчас совсем иная картина. Но поскольку Лабинский оптимист по натуре, он верит, что, невзирая ни на какие катаклизмы, станция будет непременно жить, работа обязательно будет и люди воспрянут душой. Иначе нельзя.
Начиная работать на Красноярском отделении, затем на вновь созданном Ачинском, теперь снова вернувшись на Красноярское, Виктор Станиславович считает, что он как будто в молодость свою вернулся, к своим прежним друзьям. А их у него по Красноярской дороге немало. Выяснилась такая деталь. Оказывается, он еще в бытность свою начальником станции и даже раньше увлекся таким, казалось бы, несовместимым с должностью начальника занятием, как сочинение стихов. Он хранит их в специальных ежедневниках, куда записывает на досуге, иногда читает своим друзьям. Не далее как в 2002 году, побывав в Красноярске после своего 65-летнего юбилея, накануне Дня железнодорожника, он, отдохнув душевно в кругу старых друзей, написал очередные стихи. Вот несколько строк из них:
Я снова в Красноярске, средь друзей,
Знакомые мне дорогие лица.
И город этот для меня - музей,
Он - моя молодость, труда страница.
Люблю тебя, дорожная столица,
Здесь старые друзья мои живут,
И сердце в Красноярск мое стремится,
Здесь главный трудовой мой институт.
2003 г.
Анатолий ГОЛОВКО
Книга жизни
Служба перевозок - основное ведущее звено в структуре железнодорожного перевозочного процесса. Она объединяет всех, причастных к этому процессу, организует его выполнение. В компетенцию службы входит организация выполнения плана перевозок народнохозяйственных грузов; регулирование локомотивного и вагонного парка; разработка графика движения и плана формирования поездов; занимается обеспечением безопасности движения поездов. Работники службы должны быть специалистами в широком спектре эксплуатационных вопросов.
Более тридцати лет железнодорожного стажа в службе движения насчитывается у Валентины Степановны Кердинской, значительную часть из которых она провела в должности дежурного по станции Мариинск. Родилась Валентина Степановна в Воронежской области. Их семья жила в селе. Родители работали в колхозе, а Валентина училась в сельской школе. В семи километрах от их деревушки находился полустанок, через который, гремя железом и оглашая округу локомотивными гудками, мчались в дальние страны товарняки и пассажирские составы. Валя любила прибегать к железной дороге и провожать поезда, уносящиеся за неведомый горизонт. Девчушке нравилось слушать перестук колесных пар, вдыхать терпкий запах железнодорожной смазки, любоваться формой работника станции, выходившего в красной фуражке с желтым флажком в руках провожать каждый состав. Этот железнодорожник казался ей едва ли не полубогом. Ведь даже каждый локомотив вспарывался протяжным гудком при виде этого стража железной дороги.
Стать железнодорожником было единственной и заветной мечтой сельской девчушки. И вот, остались позади школа, железнодорожный техникум, распределение. Так Валентина Степановна оказалась в далекой Сибири, о которой только знала из учебника по географии. Два года трудилась дежурной по станции Кошурниково Абаканского отделения Красноярской железной дороги, а затем, в 1968 году, переехала в наш город. Некоторое время работала сигналистом, а затем руководство доверило ей должность дежурного по станции. Ох, и страшно ей вначале показалось. Думала: "Не справлюсь". Хоть и был, какой никакой опыт работы, но Кошурниково не Мариинск – совсем другие объемы. Мариинск – интенсивная по грузонапряженности станция, стоящая на главном ходу, на стыке двух железных дорог и парка стыкования переменного и постоянного токов. Здесь от дежурного требуется глаз да глаз. Любое решение при нестандартной ситуации должно приходить мгновенно. Раздумье – чревато опасными последствиями. Дежурный обязан быть подстать дирижеру слаженного оркестра, только роли музыкантов здесь исполняют все службы железнодорожного узла. Нагрузка колоссальная – порой на отдых трудно выкроить минуту другую.
Валентина Степановна не скрывает, что поначалу задумывалась, не уйти ли на более спокойную работу, но на помощь пришли добрые, понимающие значение этой работы товарищи, один из которых – опытнейший специалист, дважды "Почетный железнодорожник" Юрий Михайлович Шимун. Он взял на себя роль наставника молодого специалиста. И настал день, когда не только коллеги по работе, но и руководители станции дали отличную оценку работы Валентины Степановны Кердинской.
Валентина Степановна благодарна судьбе за то, что она свела ее работать плечом к плечу с такими работниками железнодорожного транспорта, как начальники станции Сергей Павлович Петрусев, Виктор Станиславович Лабинский, дежурные по станции Юрий Михайлович Шимун, Вера Степановна Аношкина, Валентина Кузьминична Сосина, составитель поездов Николай Александрович Сомов, награжденные знаком "Почетный железнодорожник". Усилиями таких тружеников неоднократно станции вручалось переходящее Красное знамя Красноярской дороги и переходящее знамя МПС. Многие железнодорожники награждены правительственными наградами. Орден Дружбы народов получила и сама В.С. Кердинская.
Отличный специалист, орденоносец, награжденная десятью знаками "Победитель социалистического соревнования", Валентина Степановна с радостью передавала свои знания и опыт молодым специалистам: Н.Ю. Кердинской, Л.Б. Мироновой, Н.А. Козловской и другим.
Но как все же быстротечно и неумолимо время. Пришла пора выхода на заслуженный отдых и Валентине Степановне. Жаль было расставаться с родным коллективом – это, словно, прощание с молодостью. Свою вахту она передала снохе Наталье. Кстати, на железнодорожном транспорте работает и сын Валентины Степановны - Николай, который после окончания педагогического и железнодорожного институтов успешно трудится мастером земляного полотна в ПЧ-18. Возможно, уже прочно заложена железнодорожная династия Кердинских.
А Валентина Степановна со своим энергичным характером дома не засиживается. Ее часто можно встретить в родном коллективе, с которым не порывает связи и интересуется всеми новинками железнодорожной техники, знакомится с молодыми специалистами, дает дельные советы. Пенсионеры службы движения станции Мариинск, которых насчитывается 300 человек, избрали ее председателем своего совета ветеранов. Одновременно она является и членом совета ветеранов всего железнодорожного узла станции Мариинск, где ведет кропотливую общественную работу. Едва ли не ежедневно обращаются к ней за помощью пенсионеры: кому-то нужно вывезти уголь, кому-то требуется помощь в ремонте жилья. Да мало ли чего не требуется пожилому человеку. Вот и приходится ей решать проблемы людей на уровне узлового совета ветеранов, руководства станции. Правда, руководители не закрывают глаза на просьбы ветеранов и всегда по возможности оказывают помощь.
Порой, уставши от дневной суеты, расположится Валентина Степановна в уютном кресле, набросит на ноги плед, и, как книгу, начинает перелистывать свою жизнь с самого раннего детства. И считает, что жизнь прожита не зря, но так хочется, чтобы в этой книге прибавилось много-много хороших страниц…
Виталий ВЕРЕТЕННИКОВ,
журналист
Шумел в городе праздник
5 августа 1995 года в Мариинске прошел общегородской праздник, посвященный 100-летию станции Мариинск. К рассвету дождь окончательно выдохся и праздничное утро город встречал умытым и посвежевшим. Тучи с горизонта словно метлой вымело, сверкало солнце, над землей струилось праздничное марево.
Такого наплыва народа перрон Мариинского вокзала давно не видывал. Наверное, только в 1980 году было нечто подобное, когда через Мариинск проезжала спортивная делегация Вьетнама на Олимпийские игры в Москву.
У самой кромки перронного асфальта играл развеселые песни знаменитый на весь Кузбасс ансамбль "Веселуха", из динамиков звучали поздравления с праздником, а пассажиры 76-го "Тында-Москва" по-хорошему завидовали Мариинцам. Самые отчаянные из пассажиров порывались выйти на объявленный танец – краковяк, но время поджимало, их составу уже дали зеленый свет. Но знаменитый юбилейный поезд №100 они все-таки увидели.
Сотый шел со стороны нечетного парка и был он особенный: черный как африканец паровоз Л-1809 и прицепленный к нему пассажирский вагон старой модификации. Шел, окутываясь белым паром и время от времени издавая забытые, но милые сердцу басистые гудки. От этого зрелища рождалось щемяще-радостное чувство ностальгии по прошлому. Даже ребятишки, современники компьютерного века, были покорены железным ветераном Транссибирской магистрали. А что творилось в сердцах старых железнодорожников, особенно бывших машинистов паровозов, знают только они сами.
И вот расцвеченный праздничными лозунгами юбилейный поезд-100 застопорил ход. На платформу из вагона начали спускаться ветераны стальной магистрали – в большинстве почетные железнодорожники, с орденами и орденскими колодками на пиджаках и форменных железнодорожных кителях. Школьники дарили им цветы и улыбки, руководство администрации города и железнодорожного узла станции горячо поздравляли юбиляров с праздником. Звучал марш "Прощание славянки".
У многих блестели слезы на глазах, а голос за кадром, усиленный громкоговорителем, приветствовал их поименно. Дважды почетного железнодорожника Юрия Михайловича Шимун, почетных железнодорожников: Виктора Станиславовича Лабинского, Валентину Кузьминичну Сосину, Веру Степановну Аношкину, Владимира Михайловича Меньшенис, Степана Павловича Немова, Николая Александровича Сомова, Прокопа Андреевича Хромовских, Валерия Евгеньевича Мерте, Виктора Петровича Воловодова, Ивана Константиновича Соколова, Василия Егоровича Киндиченко, Леонида Сергеевича Скрипко, Василия Ефимовича Малышенко, Петра Тимофеевича Кобец, Геннадия Николаевича Васильева, Юрия Ивановича Крюкова, Марию Сергеевну Иванову, Мирона Григорьевича Третьякова, Михаила Сергеевича Логинова.
В своем кратком вступительном слове начальник станции Мариинск В.С. Лабинский сказал так:
-1995 года для нас по всем статьям является юбилейным. В этом году мы в 60-й раз отмечаем День железнодорожника, праздновали 50-летие Победы над фашистской Германией, исполнилось 130 лет со дня образования МПС России и 100-летие станции Мариинск.
В августе 1895 года первый рабочий поезд прибыл на строящуюся станцию Мариинск. 25 октября станция была принята в эксплуатацию, в декабре этого же года было открыто движение на участке Обь-Красноярск. И вот спустя век, буквально воссоздавая события столетней давности, мы с вами, дорогие ветераны, прибыли на станцию Мариинск с рабочим поездом на паровозной тяге под сотым символическим номером.
На нашем празднике присутствует несколько поколений ветеранов, отдавших свои силы, опыт и знания на благо развития станции Мариинск и железнодорожного транспорта в целом.. Это Семен Иванович Лобанов, начавший свою трудовую деятельность в 1928 году, Григорий Семенович Иванов, пришедший работать на транспорт в 1939 году. Это бывший дежурный по станции Николай Галактионович Романенко, ветераны Мирон Григорьевич Третьяков, Александр Терентьевич Тихонов, Василий Егорович Киндиченко, Галина Ивановна Скобцева. Василий Павлович Сусликов начинал работать в депо кочегаром паровоза, потом помощником машиниста, и наконец машинистом паровоза. Эти люди горели на работе, задавали тон молодым, передавали им свой богатый опыт.
После короткого митинга колонна железнодорожников двинулась по главной улице города в сторону Кии – основному месту торжества. Веселье здесь царило до самого позднего вечера.
Владимир АЛЕКСАНДРОВ,
Николай ЮРЛОВ,
Спецкорры газеты "Гудок".
Большая история маленькой сибирской станции
Утренняя электричка из Тайги замедляла ход, и мы заметили мелькнувший справа километровый столб с отметкой "3707". На таком расстоянии от столицы находится на Транссибе станция Мариинск - самая западная точка Красноярской железной дороги. [вокзал реально находится на 3713 км Транссиба - С.Сигачев]
Еще в пути мы провели среди пассажиров своеобразный мини-опрос. Спрашивали, почему у города такое название. И никто, увы, не ответил. Остаётся загадкой истории и то, почему большевики так и не решились переименовать Мариинск, который получил своё августейшее имя в девятнадцатом веке в честь супруги Александра Второго. Название его также напоминает о сестре последней царицы России - Великой княгине Елизавете Фёдоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. И здесь, на станции, где располагался большой переселенческий пункт, врачи и медсестры Мариинских лечебных учреждений также несли свой крест жертвенного служения людям, ухаживая за больными и немощными. Мариинские гимназии и больницы, как известно, после революции были закрыты, и только сейчас они возрождаются. И Мариинску, выходит, повезло: есть на Транссибе точка, где историю не перечеркнули...
Великий Сибирский путь пришёл в Мариинск в 1893 году, когда здесь отгуляли свое старатели. Их уже не колотила "золотая лихорадка", и многие, остепенившись, стали пополнять многочисленные ряды строителей магистрали. Сибирская дорога коренным образом меняла жизнь вроде бы ничем не примечательного городка Томской губернии. Население Мариинска увеличилось в несколько раз, и город процветал. Станция располагалась от него в полуверсте. Здесь обычно долго стояли поезда - заправлялись локомотивы. Отсюда, со станции, рекой текло зерно, активно закупавшееся для вывоза за границу. Оставалось и самим - на перегонку.
Запах жженого зерна витает над городом и по сей день. Уже в разговоре с начальником станции Мариинск Александром Заболотским мы узнали: виной всему спирткомбинат. Продукция этого крупного предприятия составляет значительную долю в общем объёме отправлений. Но всё-таки Мариинск остаётся лесопогрузочной станцией - один Рубинский леспромхоз чего стоит! Объемы перевозок заметно растут. Постепенно возвращаются в родной коллектив люди, которые в силу известных экономических причин попали под сокращение.
В самое сложное время и наш собеседник Александр Заболотский из главных инженеров внеклассной станции вышел в её начальники. В молодости, по его признанию, долго решал, какую выбрать профессию. Хотелось чего-то основательного, мужского. Даже думал Александр стать военным. Но сманила - наверное, своей романтикой - "железка". Хотя, так уж вышло, для "пробы" в своё время примерил и форму курсанта Омского танкового училища. Бывают же повороты судьбы! После окончания НИИЖТа Заболотский уже без малого четверть века трудится на транспорте, где также в цене офицерское качество - умение быстро принимать правильное решение в самых нестандартных ситуациях.
В этом плане станция Мариинск - отличный полигон для толкового руководителя. Станция эта опорная, и под началом Заболотского - весь участок Мариинск - Итат. Она ещё и стыковая: именно здесь участок переменного тока соседствует с участком постоянного. Учитывая особую значимость Мариинска, в перестроенные времена решили осуществить её реконструкцию. Растянулась же она на долгие годы.
- Появились противники вкладывания денег, а начатую реконструкцию предлагали заморозить, - рассказывает Забо