Екатерина СТЕПАНОВА
Народный мастер
( в сокращении)
Мариинск – старый, богатый традициями город. Исторически он является центром народных ремесел и промыслов. Разнообразными и поистине уникальными были предметы, сделанные руками наших предков. Среди старых мастеров можно назвать братьев Мыльниковых: Романа Егоровича и Ивана Егоровича. Они вырезали красивые наличники, изготовляли мебель, ледянки, сани, дуги и многое другое. Навыки работы с деревом, берестой передавались из поколения в поколение. К сожалению, многие секреты ремесла в настоящее время утеряны. Однако и сейчас в городе есть люди, занимающиеся тем или иным ремеслом. Ведь это познание истории, традиций своей семьи, своих предков, их обычаев, быта, отношения к окружающим, их характеров, а, в конечном счете – самого себя.
В Мариинске немало хороших мастеров по дереву и бересте, такие, как Юрий Михайлович Михайлов, Олег Георгиевич Козмодемьянов, Владимир Александрович Ключеров и, конечно же, Валерий Иванович Томилин.
Мастерская Валерия Ивановича похожа на волшебную шкатулку. А сам он очень талантливый художник, резчик по дереву и бересте, и просто интересный человек. Под руками Валерия Ивановича обыкновенные доски обретают сказочное звучание. Стены мастерской украшают изумительные работы из кедра и бересты. Привлекает внимание икона Божьей Матери. Интерес вызывают и работы с мифологическими образами – грифоны, птица Сирин, Алконост и др. Всюду на полках расставлены массивные деревянные резные рамы и крохотные рамки под фотографии, туеса с причудливыми рисунками, берестяные хлебницы, шкатулки и шкатулочки, берестяные корзины, маски и многое другое.
Родился Валерий Иванович в городе Кемерово, где прошли его детские и юношеские годы. В 1971 году он успешно окончил Народный университет искусств по специальности художник-оформитель. Позднее он окончит заочно и факультет изобразительного искусства этого же университета. В 1975 году мастеру удалось совершить творческую командировку в Польшу, где посетил много выставок, музеев и под впечатлениями поездки у него начинается новый период в творчестве – выставочный. Его работы экспонируются на выставках в Новокузнецке, Кемерове, Витебске. Но вплотную с деревом и берестой он начал заниматься в Мариинске, куда переехал из областного центра.
Больше всего Валерию Ивановичу нравится работать с берестой. Податливая, шелковистая на ощупь березовая кора превращается в умелых руках мастера в заколки, браслеты, игрушки, туеса и многое другое.
Туеса в доме едва ли не главные предметы крестьянской утвари. В туесах хозяйки держали сметану и молоко, хранили муку, крупу, засаливали на зиму грибы, замачивали морошку и клюкву. В туес, как в сундучок, можно сложить узорные шерстяные чулки, носки, рукавицы, тканые пояса, кудель и т.д. Совершенно незаменимым предметом оказывался туес для рыболова. Он служил и ведром, куда опускали выловленную рыбу, и мерой улова. В заговоре на удачный промысел крестьянин произносил такие слова: "Дай, Господи, столько туесин рыбы, сколько лесовин в лесу. Первый на зачин сорок на четыре", то есть сто шестьдесят туесов рыбы для начала. Посудины отличаются завидной прочностью. Их стенки делаются двойными. Внутренний берестяной цилиндр – сколотень – всегда длиннее наружного куска бересты – одежки, в который он обернут. И края его с верху и снизу, распаренные в горячей воде, отгибаются, плотно охватывая внешнюю оболочку. Под изгибы подкладываются для прочности ивовые прутики, свернутые кольцом. Донцы и крышки вырезаются из еловой, стойкой к гниению, древесины и вставляются так плотно, что не пропускают ни влагу, ни моль.
Посмотришь на туеса, стоящие в кладовой, а они все разные. Одни широкие, приземистые, другие вытянуты в трубочки, третьи радуют глаз стройными пропорциями. Чаще всего их оставляют не расписанными и даже не окрашивают. Этим как бы подчеркивая сугубо деловое предназначение таких туесов. Но и чистая берестяная поверхность прекрасна по-своему. На ощупь она нежная и гладкая, как хорошо выделанный сафьян, а цветом, как топленое молоко или мед.
Мне довелось наблюдать, как работает мастер. Усаживался он у окна. На подоконнике и на лавке перед собой расставлял черепочки – донцы от глиняных кринок – и в них разводил краску. Краску он признавал только в виде "мучки", порошка. Растирал его в воде с добавлением клея, потом брал самодельную кисточку, макал ее в краску и осторожными, и вместе с тем красивыми, движениями начинал "сажать" сразу на нескольких туесах пару изогнутых листьев. Другой кисточкой, обмакнутой в краску иного цвета, располагал листья помельче, затем находил место круглой цветочной розетке, цветку, похожему на колокольчик или тюльпан, вновь писал листья. И все разными красками. Потом ловко выводил кистью на вращающемся, упертом в колено туесе черную линию. Она сразу объединяла все элементы росписи. И возникала сказочная, не похожая ни на какие виденные в жизни растения ветка, которая оплетала туес почти вкруговую. Когда краска на бересте просыхала, закреплял роспись слоем олифы и растирал ее по всей поверхности, оглаживая туеса большими ладонями.
В 1985 году Валерий Томилин принял участие в зональной выставке "Сибирь социалистическая" и в третьей республиканской выставке "Советская Россия", проходившей в столице нашей родины.
В следующем году Валерий Томилин и Юрий Михайлов стали участниками 7-й Всесоюзной выставки "Любительство в СССР", на которой работы наших земляков были отмечены дипломами выставки. За активное участие в выставке и пропаганду народно-декоративного искусства, решением комиссии народного искусства Союза художников РСФСР 17 февраля 1987 года В.И. Томилину – Кривоногову и Юрию Михайловичу Михайлову присвоено звание "Народный мастер".
Чуть позднее наши народные мастера получили приглашение в Индию, где два месяца удивляли своим искусством местных жителей. Валерий Иванович был участником многочисленных выставок народно-прикладного творчества в Испании, Франции, Швеции, Польше, Англии, Швейцарии. Его работы приобретались, как музеями этих стран, так и частными коллекционерами.
В сознании русских народных мастеров живет уверенность в том, что созданные ими предметы предназначены для радости, должны веселить душу и украшать жизнь. Произведения искусства не теряют своей ценности для многих поколений. Они отвечают общечеловеческим представлениям о душевном здоровье, гармонии. Валерий Иванович творчески одаренный человек с философским складом ума, глубокими знаниями истории русского искусства, культуры. Валерий Иванович полон сил и желания трудиться, и я верю, что ему удастся шагнуть на недосягаемые доселе высоты мастерства.
( 2003 г.)
Валентина СЕЕТ
Признание
Первая любовь
Тот день, 13 декабря, для Ларисы Михайловны БОЙКОВОЙ был особенный. Начался он как обычно – с запланированных накануне дел. Затем районный актив, на котором губернатор А.Г.Тулеев вручил ей Почетную грамоту, репетиция "Калинки"… И все это время, уплотненное обстоятельствами до предела, она с волнением ожидала вечера, когда на сцену городского Дворца культуры выйдет камерный хор Кузбасса.
… Полилась до ноты знакомая мелодия Вивальди "Магнификат", "Реквием" Моцарта… Лариса Михайловна погрузилась в многоголосье и, не давая себе отчета, внутренним голосом пела свою, первую, партию…
" Я это поняла только потом, когда, одухотворенная и уставшая, вернулась домой", - делилась она впечатлением от концерта.
Юность Ларисы Михайловны прошла в Новосибирске, где она закончила хоровое отделение училища культуры, два сезона пела в камерном хоре филармонии. У нее был сильный с широким, в три октавы, диапазоном голос. И академический хор, с которым она начинала работать, был ее первой любовью, не ставший судьбою.
Новосибирский институт культуры, где на четвертом курсе по специальности "хоровое дирижирование" училась Лариса Михайловна, перевели в Москву. И это обстоятельство заставило ее вернуться домой, в Мариинск.
Алексей Иванович Скобелев, директор сельхозтехникума, куда пришла она устраиваться на работу, спросил: "Вы, в каком хоре работали?" – " В академическом". - " А нам нужен народный. У нас девчонки все деревенские, с открытыми голосами…" Это сейчас известная и авторитетная Бойкова (Шаркова) привела бы весомые аргументы в свою пользу. А тогда она со вздохом согласилась: "Ну что ж, переквалифицируюсь…"
" И переквалифицировалась. И вроде ничего, а?" –Лариса Михайловна засмеялась и пропела несколько нот в народной манере, а затем это же созвучие повторила в академической. Резонанс почти пустого помещения усилил голос, и мне показалось, что задрожали оконные стекла. Я впервые слышала, как поет сама Бойкова.
Повторим еще раз
…Лариса Михайловна взглянула на часы – " Без десяти два" – и встала из-за стола –"Пора!"
За эти десять минут они все появились в зале. И еще через пять уже стояли на сцене. Началась распевка.
"Альты – прибавить!"
"Сопрано – не форсируйте звук!"
" Вторые – не слышу!"
"Переходим на закрытую позицию!"
…Они подчинялись ее коротким командам и взмахам рук, и мелодия звучала все гармоничнее. Наконец она удовлетворенно дирижерским жестом остановила хор: "А теперь начнем прогон программы. Всем за кулисы!… Фанфары!… Стоп! Стоп! Вы пошли на такт раньше. Всем вернуться на свои места!… Фанфары!… Стоп! Кто-то опустил голову, кто-то наступает на пятки впереди идущему… Повторим еще раз!…"
Это "Повторим еще раз!" будет звучать на репетиции многократно.
Так вот откуда у "Калинки" такой свободный естественный выход, незаметные для зрителей перестройки. "Поначалу, в первые годы, она нас замучила этими передвижениями, - заметил потом по этому поводу один из ветеранов хора. - А уж о пении и говорить нечего".
"Четырем строчкам какой-нибудь песни может быть посвящена вся репетиция", - поделилась другая участница хора.
Многоголосья в красивом гармоничном звучании ( а некоторые произведения у "Калинки" на 12 голосов) добиться не так просто…"
А вам не угодишь
" Хористы мне часто говорят:"Ой, Лариса Михайловна, вам не угодишь!.." Но я многого от них и не требую, только то, что они могут.
Первое требование - уважительное отношение друг к другу. Оно несет раскованность и взаимную поддержку".
Остальные требования к себе. Основное из них – индивидуальный подход (способности у всех разные). Бывает, у кого-то что-то не получается. И тогда Лариса Михайловна говорит: " Я попрошу вас после репетиции остаться".
И еще больше времени, чем на репетиции, она вместе с концертмейстером Анатолием Рудольфовичем Гебруком работает над репертуаром…
И ахнул зал вставая
Поклонники "Калинки" знают – каждый год хор выступает с новой программой. Причем песни звучат мало известные и неизвестные слушателям совсем. А если известные – то в новой, оригинальной обработке, зачастую самой Ларисы Михайловны.
Она долго перебирает сборники, журналы, исключительно с магнитофоном слушает музыкальные передачи. И как говорится, кто ищет – тот находит. Встречается интересный текст и красивая мелодия. "Я закрываю глаза – и слышу эту песню в исполнении хора. И тогда я теряю покой, подстраивая к основной мелодии партии, вставая иногда и ночью, чтобы записать аккорды".
Но не всегда новая песня сразу идет в работу. "Программа должна быть цельной, нести какую-то идею, настроение. И потом я люблю, чтобы программа была зрелищной, динамичной, чтобы сцена всегда была занята". И тогда новой песне отводится место в конкретных планах. "Наша Лариса Михайловна на несколько лет вперед знает, что мы будем петь,"- говорят хористы. Я как-то спрашивала у них: " Вот вы столько лет в хоре, были ли такие песни, которые вам петь не хотелось?" Они говорят: "Ой, Лариса Михайловна, да нам все нравится. Но некоторые как-то не очень…"
Не очень – это те, которые требовала та или иная обстановка, тематическая программа. Но даже тогда калининцы старались подыскать красивые песни. И программа все равно получалась интересной.
Был такой случай. Комиссия, отбиравшая номера для областного фестиваля, посвященного 70-летию Великого октября, встала в тупик – какие номера взять у "Калинки" и, в конце концов, приняла Мариинскую программу целиком – единственную в области.
Однажды своей фантазией они даже шокировали зрителя, подготовив программу, славящую хлеборобов. Началась она величественной песней о земле. Затем посевная – рассеивали зерно прямо по сцене. Потом как будто зеленые росточки пробивались. Шли мужики с косами, косили. Колосилось поле из живых колосьев. " Мы сами шили по ткани колосья, принесенные с поля. Девчонки приседали, на сцене, ткань натягивали. Шла певица, рукой водила, и поле было как живое. Затем в один момент это поле скручивалось в снопы, и оттуда выскакивали девушки в голубых платьях. И в этот момент весь зал вставал – "Ах!" Потом из этих снопов возникал стог сена, под ним сидела девушка и ждала на свидание парня. А завершалось все это чем? Конечно свадьбой! Вот такая программа у нас была!…"
"Гордимся тем, что родом из Кузбасса
и тем, что на земле его живем!..."
Есть у "Калинки "и свои песни, рожденные на стихи местных авторов и музыку Ларисы Михайловны Бойковой. Это песни лирические, о Мариинске, о родном крае, о его людях.
А недавно они попробовали себя в высоком стиле, приняв участие в конкурсе по созданию Гимна Кузбасса. Правда, здесь вышло недоразумение. В условиях конкурса, опубликованных в газете, не говорилось, в каком виде нужно присылать произведения в комиссию. И они выслали текст и ноты. А, оказалось, нужно было представлять гимн на видеокассете. И, тем не менее, Мариинский вариант не остался незамеченным. Его оценили высокие гости на праздновании 20-летия ОПХ "Кийское", 100-летия городской библиотеки. И 2 ноября своим гимном Кузбасса "Калинка" открывала областное торжество в честь Дня работников сельского хозяйства, проходившее в Кемеровской областной филармонии.
А на торжестве в честь 30-летия хора "Калинка" под аплодисменты зала исполнила свой Гимн Мариинска ( также на слова Г. Воронкина и музыку Л. Бойковой).
Вот так петь надо!
На том памятном Мариинцам празднике "Играй гармонь!" с участием Заволокиных, проходившем на берегу Кии, "Калинка" выступала последней. Руководительница хора Лариса Михайловна Бойкова, как всегда во время выступления коллектива, находилась "за кадром" – у помоста, недалеко от автобуса с гостями. Лишь только полилась музыка и запела Татьяна Недосеева, из автобуса быстро вышла солистка заволокинского ансамбля заслуженная артистка России Валентина Михайлова. По лицу ее было видно, что она внимательно прислушивается к выступлению "Калинки". Песня закончилась, и певица пошла обратно к автобусу.
" я поняла, что она специально вышла послушать нашу солистку и хор – они явно выступали лучше гостей. Я набралась наглости и спросила: " Ну, как, Валентина?" Она посмотрела на меня, и ничего не ответила. И тогда я сказала: "Вот как петь надо!" В этой реплике руководительницы "Калинки" не было вызова заволокинскому коллективу ("Они и в самом деле создали замечательную телепрограмму", "У них очень хорошие песни"), в ней звучала гордость за свой коллектив.
Жизнь - песня
"Как-то так получается в моей жизни, что счастливо сбывается совсем другое, а не то, о чем поначалу думаешь" – делится Лариса Михайловна.
Хотела быть руководителем академического хора, а стала руководителем народного.
Мечтала, чтобы кто-то из детей стал музыкантом или врачом, но сын выбрал профессию юриста, а дочь закончила академию культуры и теперь художник-дизайнер.
В юности занималась спортом, хотела закалить характер, но так и осталась мягким и чувствительным человеком.
"По телевизору закурят, а мама уже чувствует запах дыма. Я поначалу не верила - как это может быть? А теперь знаю – может", - выдает мамины способности экстрасенсорики дочь Оксана.
"Она вообще очень тонкая, душевная натура, - добавляет подруга-врач. - Я думаю, Лариса Михайловна счастливый человек, потому что умеет любить и прощать, и принимать жизнь такой, какая она есть: с печалями, радостью, болью, проблемами и успехами. Она живет с Богом в душе"…
Александр ГОРБАТЕНКО
Автостопом за тремя призами
Людям, читающим газеты, читать книги обычно недосуг. Людям, читающим книги, обыкновенно в напряг следить за театральными новинками, ездить в окраинные зальчики и покупать билеты даже и за 20 рэ. Поэтому позвольте представить вам человека по имени Петр Зубарев – основателя и лидера Мариинского театра "Желтое окошко". Недавно "Суер-Выер" Зубарева – инсценировка культового романа Юрия Коваля (1938-1995) – заработал на Всероссийском фестивале моноспектаклей три приза.
На фестиваль в Перми он отправился, конечно, автостопом. Так дешевле: какая-то сумма — на передвижение по транзитным городам, минимальная сумма в день на проживание и "на поесть" — 20+20. В дороге, в спартанских условиях — это нормально. 2000 км до Перми вошли в четыре дня. Обратно трёхкратного лауреата отправили, правда, поездом: не приехал актёр Лыков (Казанова из "Ментов"), остались деньги на билет. Опять повезло. А почему, собственно, автостопом? Это не особый фасон, просто другого выхода не было. Бегать, клянчить деньги? Кого-то уговаривать, упрашивать, что надо поехать обязательно? Пётр считает, что сейчас это бесполезно, по крайней мере, здесь и нынче. Поэтому проще выйти на трассу.
Короче, ездил Зубарев в прошлом году "стопом" по Казахстану. Случилась возможность полазить в Интернете, посмотреть материалы по фестивалям — от "Золотой маски" до самых мелких. И вдруг увидел — фестиваль моноспектаклей, название — "В начале было слово". А ведь это библейское первоначало — ключевая фраза самого главного его спектакля, "Суера-Выера". Просто какой-то перст судьбы... И — получилось. Хотя он по всем статьям не подходил: во-первых, театр его не профессиональный, а народный; во-вторых, спектакль поставлен не по монопьесе, это инсценировка романа...
Самодеятельных театров в Перми не было ни одного. Это был профессиональный фестиваль. В афише — три московских спектакля, известные имена: Елена Камбурова, Евгения Симонова, Анна Глазкова... И — некий Мариинск, абсолютно нетеатральный город и с точки зрения "центров". — вообще практически несуществующий. Народный театр, — как вы думаете, это что такое? Об этом там уже все забыли...
Зубарев сделал маленький провинциальный подвиг. Двойной. Жовиальная Москва за пирогом ходить не привыкла. Вот Гришковец двинулся западнее, почувствовав себя способным играть в эти игры. Научился продавать. Пожалуйста — две "Золотые маски". А Петя Зубарев, упорно не желающий переезжать даже в свою родную Щегловку?.. "Посмотрим-посмотрим, сказал старик Дракон" (это из захаровской постановки Шварца)...
После показа "Суера-Выера" на фестивале говорили много, но обсуждали почему-то не столько текст и режиссуру, сколько непосредственно самого героя-персонажа-исполнителя. Все однозначно сказали: "Пете надо уезжать из Мариинска!", сей славный населённый пункт называя при этом почему-то Минусинском (наверное, из-за ленинианы, а может, и по естественно-столичной садовокольцовской . близорукости). Жюри возглавляла Людмила Остропольская, завлит театра имени Вахтангова, более всех энтузиастически поддержавшая безамбициозного сибиряка.
В кулуарах определённо поговаривали, что премию "Открытие" собирались дать именно Зубареву. В конце концов её заработал Всеволод Чубенко из Вологды за "Кысю" по Владимиру Кунину. Пётр абсолютно откровенно считает это справедливым. Премию за лучший спектакль получила Наталья Кузнецова из Нижнего Новгорода — за очень русский спектакль "Запев Мадонны с Пинеги". А Петру достались призы Пермского театра драмы, пермской ГТРК и "Московского комсомольца". Трижды герой Кузбасса остался не замеченным властями. Ему это и в кайф, по собственным неоднократным заявлениям.
Всё. Больше не можем излагать от третьего лица. Вот он, Пётр Михайлович 32 лет, отец двоих сыновей, автор двадцати с лишним спектаклей, пусть сам выражается про то, что заработалось в результате автостопных гастролей:
— От меня осталась просто огромная голова, полная мыслей, идей, впечатлений. Это был глоток свежего воздуха длительностью в неделю. То, чего у меня здесь нет и, наверное, не будет никогда в таком количестве. Может быть, я пессимист, но я не вижу предпосылок, чтобы у нас что-то сдвинулось в лучшую сторону. Я пообщался с замечательными людьми, посмотрел замечательные актерские и режиссерские работы, появились перспективы. В планах фестиваль моноспектаклей в Питере — "Монокль". Сейчас готовлю материал для заявки на конкурс... Я, конечно, не ожидал ничего подобного, а вдруг взяли и появились какие-то неожиданные... даже не предложения, а так — проекты... Но сейчас я пока не могу никуда поехать. А может быть, и не хочу. Честно говоря, мне и за Мариинск обидно, и за Кемерово обидно, и за Кузбасс за весь обидно, потому что я посмотрел, как на самом деле театральная жизнь должна в городе происходить, какая должна быть театральная атмосфера. А у нас всё как-то так вот... Здесь мы все киснем, потихонечку сходим с ума, начинаем друг друга грызть...
Раньше я полагал, что всю жизнь буду здесь. Но вот вышел, что называется, на всероссийский уровень. Теперь, возможно, в Питер поеду — как всегда, автостопом...
Мария СТЕПАНОВА
Моя бабушка
Красноплахтова Нина Васильевна. Она простой сельский библиотекарь, отдавшая любимому делу 46 лет своей жизни. У нее нет заслуженных званий, она просто честно выполняла свой гражданский долг, и самой дорогой для нее наградой стало присвоение ей в июне 2002 года звания "Почетный гражданин Мариинского района". Это звание не дает широких льгот, но для нее оно дорого. Дорого тем, что оно отметило ее помощь в создании "Книги памяти Мариинского района", отметило ее поисковую работу, создание музея в селе. Этот музей стал итогом и смыслом всей ее жизни. Сегодня в музей, который ютится в небольшой комнате сельского Дома культуры, приходят взрослые и дети, приезжают бывшие жители села, родственники погибших в войну односельчан, родственники политических заключенных Сусловского отделения Сиблага и просто любопытные. В книге отзывов музея вы найдете слова благодарности в адрес его создателя. Чтобы сегодня слышать слова признательности в свой адрес, надо было много сделать, а до этого через многое пройти.
О себе Нина Васильевна Красноплахтова рассказывает следующее: "Родилась я в селе Беткат Томской области в декабре 1928 года, но в Суслово живу с 1938 года. Село стало моей второй и настоящей Родиной.
В 1940 году, после смерти матери, я осталась сиротой и была направлена в Сусловский детский дом, где и прошло мое детство. Детдом был самой светлой страницей моего детства после смерти мамы. Здесь мы были все равны, отношение к нам зависело от нашей учебы и поведения. Однажды я получила тройку по геометрии, и меня разбирали на детсовете. Воспитатель сидела в уголочке и не вмешивалась. Зато от ребят мне досталось так, что помню до сих пор.
А какие интересные вечера мы проводили каждую субботу. Сельские ребята считали за удачу попасть на наш вечер, что было совсем не просто.
На Западе уже полыхала война, когда меня, только что сдавшую экзамен за шестой класс, отправили в Анжерское ремесленное училище обучаться профессии электрослесаря-подземщика.
Год учебы остался позади. И вот я слесарь лампового хозяйства шахты. Быстро освоила эту специальность. В мою задачу входило – отправлять горняков в шахту с исправным освещением. Высокой наградой как-то стала похвала старого шахтера, поднявшегося на гора: "Спасибо, дочка, всю смену был с огоньком". ( Это очень существенно под землей).
И снова детский дом. Но у меня оставалась заветная мечта учиться дальше. Летом что только не делала: чистила скотные дворы, возила воду и глину, водила на поля весь детдом на прополку зерновых, на картошку, лишь бы получить возможность учиться. Всю зиму ночами мыла полы в корпусе, а утром бежала в 7 класс. Окончила без единой тройки.
В 1945 году поступила в педагогическое училище, после окончания которого, возвратилась в детский дом уже в качестве воспитателя. На моем жизненном пути повстречался прекрасный человек, фронтовик Иван Степанович Красноплахтов. У нас оказались редкое сочетание мыслей, взглядов и душ. И я считала себя счастливейшей из людей.
Уже, имея на руках троих детей, в возрасте 33 лет поступила на исторический факультет Кемеровского пединститута, который успешно окончила в 1967 году.
Коммунистом я стала в 1951 году и более тридцати лет возглавляла партийную организацию сельского Совета и более 50 лет я – пропагандист различных форм партийной учебы. Всегда среди людей, в гуще масс. У меня масса друзей. Много ребят из нашего детского дома были участниками Отечественной войны. Двое из них – Гера Карташович и Вася Елютин – стали Героями Советского Союза. Коля Зотин вернулся живым. Иван Ковтун погиб.
Ради своих друзей я взялась за сбор материалов об участниках войны -своих односельчанах. И чем дальше уходят годы после войны, я убеждаюсь, что это нужно людям. И когда посетители приходят в музей и видят эти материалы, никто не остается равнодушным. А для меня – это не только долг, а смысл жизни. Сегодня я на пенсии, но продолжаю любимое дело".
46 лет моя бабушка Нина Васильевна Красноплахтова трудилась библиотекарем. Ей приходилось бывать на фермах, полевых станах, в красных уголках и цехах предприятий. Всегда в гуще народа, в гуще событий. В библиотеку люди шли не только взять книгу, но и послушать лекцию, написать заявление, и просто за добрым советом. Сегодня моей бабушке 74 года, а к ней все продолжают идти то за советом, то в поисках истины. И никому она не отказала, как бы порой тяжело не было самой. А нам, своим внукам, бабушка не устает повторять: "Спешите делать добро".
Такого интересного музея, наверное, нет ни в одном селе нашего района. А начиналось все очень просто: бабушка стала собирать сведения о своих друзьях: фронтовиках-детдомовцах. Затем круг поиска расширился. И вот уже собираются сведения о фронтовиках-односельчанах, попутно собираются сведения об истории предприятий, организаций, предметы быта, истории семейных фамилий.
Круг поисков расширяется, ведутся переписки с населенными пунктами, где имеются захоронения наших односельчан, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Так завязалась переписка с украинским поисковым клубом "Факел", которая длится три десятилетия. По приглашению клуба "Факел", бабушка со своими поисковцами, побывали на могилах погибших односельчан в Киевской, Смоленской, Мурманской областях.
Коснулись нашего села и события в Афганистане – ученик нашей школы Виктор Александров, выполняя воинский долг, погиб в небе Афганистана. Его мама принесла в музей личные вещи сына. Так родилась новая экспозиция, "Каким он парнем был".
Много внимания уделялось и вопросам по военно-патриотическому воспитанию. Бабушка с поисковцами регулярно писали письма в части, где служат наши ребята. Приходило много откликов, и на свет появляется экспозиция "Дорогой отцов". Сюда, в сельский музей, приводят детей на экскурсию, и как загораются их глаза, когда они видят фотографии и фамилии своих дедов и прадедов.
Я всегда думаю: если бы моя бабушка не стала заниматься этим святым делом, то был бы у нас в селе музей или нет? Наверно, нет. Ведь больше-то никто из взрослых не примкнул к ней. Нет охотников продолжать это дело и сегодня – ведь оно хлопотливое и не оплачивается.
Я всегда поражалась умению бабушки дружить и дорожить дружбой. Больше сорока лет моя бабушка дружит с бабой Леной – Еленой Ивановной Власовой, таким же беспокойным человеком, как и сама. До сих пор она переписывается, а когда есть возможность, то и встречается с друзьями-детдомовцами. Кому как, а мне повезло узнать о прошедшем 20 веке от моей бабушки. И я считаю, что в развитие нашего Кузбасса, который отметил свое 60-летие, бабушка тоже внесла свой весомый вклад.
(2003 г.)
Федор ЛАПКИН,
Т. СОКОЛОВА
Голос из 42-го
К 100-летию гимназии
г. Мариинска.
Мы дружили втроем. Трое пацанов закончили девять классов и после экзаменов с легким сердцем в июне 1941 года разбрелись кто куда. Я лично с утра 22 июня пошел на речушку Утяшку поудить рыбешку и, возвратясь домой уже под вечер, узнал, что началась война. Один мой друг Юрий Маркидонов (а мы меж собой звали друг друга по-иному - Юрча) с отцом ушел на берег Кии, а второй друг Кеша Зеленин (или Кешан) был дома, кажется, помогал матери по огороду, ну а меня звали Федян. Чувствовался какой-то испуг, люди как-то притихли, нахмурились. Мой отец, воевавший в первую мировую войну с немцами, сказал, что эта война будет очень жестокой, но Россию немцу не одолеть - кишка тонка.
Сейчас не припомню, то ли нас созвали, то ли мы сами стихийно собрались в школе, и пацаны заегозили идти в военкомат. Надо сказать, в то время патриотическое воспитание и пропаганда стояли на высшем уровне и каждый молодой человек видел себя военным, непременно летчиком или танкистом. Даже мишени для стрельб изображали в виде солдата-фашиста, но после заключения сделки Молотов - Риббентроп эти мишени запретили, а вместо них были кружочки с черным яблоком.
В военкомат пошли все пацаны класса. Нас там выслушали и сказали, что придет время - призовем, не забудем, а сейчас ваша задача - учиться. В нашем 10 «б» классе большинство ребят было 1924 года рождения, меньшая часть с 1923 года и совсем немного -1925 года В школе было организовано ночное дежурство, мы там и пропадали ночами, дежурили и девочки.
Когда наступил сенокос, старшеклассников организовали в помощь колхозам. Что мы умеем делать - так это грести сено и копать картошку. Колхозы нас хорошо кормили, спали в школах на соломе, а кого и на квартиру брали. С началом уборки урожая, помню нас, 8-10 классы, послали в село Белогородка, и мы пошли пешком (а это километров 50) и только вечером, в сумерках, нас встретили, не доходя километра три, и подвезли на лошадях. Устали, особенно девчонки, но никто не плакал и не хныкал. Работали кто где. Я, например, с одной девочкой из 8 класса, Инной Трушиной, стоял на копнителе комбайна «Сталинец». Копнитель представлял собой большую двухколесную прицепную тарантайку (тележку) с бортами. Солома вместе с мякиной летела в эту тележку, а наша задача была эту солому набить доверху, а потом, встав на задний край, опрокинуть солому на землю. Убирали овес в сухое время, так к концу дня не было видно, как говорится, ни кожи ми рожи - все в пыли.
Наступил новый учебный год, когда полетели белые мухи. Мужчин-учителей призвали на войну. Помним Василия Прохоровича Явон, учителя химии. Он так вызывал к доске. Зайдет в класс, сядет за стол. Тишина стоит абсолютная. Кто-то из ребят на сучок давит, кто-то шепчет какие-то заклинания, чтобы не вызвали, а требовал он очень строго. Не раскрывая журнала, внимательно оглядывает всех, а все смотрят на него, и, наметив кого-то, к