Если Вы обнаружили, что жилищно-коммунальные услуги, предоставляются вам, ненадлежащего качества (к примеру: Вы чувствуете температурный дискомфорт в своем жилом помещений или более 4-х часов единовременно отсутствует холодная или горячая вода, образовалась мусорная свалка на придомовой территории), у Вас есть все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.
Конечно же все услуги, которые вы посчитали некачественными, должны быть в обязательном порядке зафиксированы.
Дело в том, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения не предоставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Фиксация нарушения прав потребителя на получение качественных жилищно-коммунальных услуг (составление акта проверки качества ЖКУ) послужит основанием для следующих действий потребителя:
- Перерасчета платежей вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества;
-Предъявления требования об
уплате неустойки;
-Предъявления требований об обеспечении бесперебойного и качественного
предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- Возмещения ущерба, причиненного
действием (бездействием) исполнителя.
Данные требования Вы можете предъявлять в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих их обоснованность.
Итак, если у Вас на руках имеется акт проверки качества ЖКУ либо другие документы, подтверждающие оказание ЖКУ ненадлежащего качества, или Вы столкнулись с нежеланием коммунальщиков решать возникшие проблемы по устранению недостатков жилищно-коммунальных услуг, Вы вправе обратиться:1.К исполнителю услуг. 2.В соответствующие надзорные органы. 3.В суд.
В первую очередь за качество
предоставляемых потребителям жилищно- коммунальных услуг ответственность несет
исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. При
отказе исполнителя рассматривать Вашу претензию или если после рассмотрения
Вашего обращения никаких мер принято не было, у Вас также есть право обратиться
в зависимости от круга поставленных проблем в соответствующий компетентный
орган. Это могут быть органы прокуратуры, осуществляющие контроль за
соблюдением законодательства, Государственная жилищная инспекция, Управление
Роспотребнадзора, Управление социальной защиты населения, местная администрация
и др. Все претензии, жалобы должны быть только письменными. Они должны
готовиться как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр с входящим номером,
датой регистрации, штампом организации, Ф.И.О., должностью и подписью лица,
зарегистрировавшего Ваш документ, обязательно
остается у потребителя.
Когда жилищно-коммунальные службы
отказываются удовлетворять ваши требования в добровольном порядке и тем более
если данные требования носят имущественный характер, спор может быть разрешен
только судом, Такое право гарантировано ст. 11 ГК РФ. В ст. 3 Гражданско-процессуального
кодекса РФ сказано: «заинтересованное
лицо вправе в порядке, установленным законодательством о гражданском
судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых
прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд
недействителен».
Таким образом, потребитель вправе отстаивать свои права не только в претензионном порядке, но и путем обращения за защитой в суд. В какой суд обращаться будет полностью зависеть от размера причиненного ущерба. Поэтому оценивать затраты следует до обращения в органы правосудия. Если сумма иска не превышает 50 000 руб., то можно обратиться к мировому судье. В сумму иска не входит размер компенсации за причинение морального вреда, которую вы хотите взыскать с ответчика, поэтому если сумма такого иска менее 50 000руб., а размер компенсации морального вреда, которую вы просите взыскать, составляет 30 000руб., то можно настаивать на рассмотрении дела у мирового судьи. Дело в том, что компенсация морального вреда не входит в состав суммы имущественных претензий, поскольку считается неимущественными требованиями. Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст.ст. 151, 1099-1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Ведущий специалист -эксперт
территориального отдела
Управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Кемеровской области в г.Мариинске,
Мариинском, Тисульском, Тяжинском и