Нововведения позволят урегулировать спорные вопросы между налогоплательщиками и налоговыми органами при применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества.
Как сообщила руководитель Управления Росреестра по Кемеровской области Ольга Тюрина, в настоящее время служба принимает участие в работе над законопроектами, которые предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и ряд других нормативных правовых актов в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе. Законопроекты уже представлены Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.
Первое, что предполагается, установить четкое понятие объекта недвижимости, а также критерии разграничения движимых и недвижимых вещей. «Сейчас по Гражданскому кодексу к недвижимости относятся земельные участки, здания и сооружения, прочно связанные с землей. Их перемещение невозможно без причинения им несоразмерного ущерба. Но в современном мире переместить с одного места на другое (в том числе в пределах одного земельного участка) можно практически любой объект», - прокомментировали в территориальном органе Росреестра.
Законопроекты также предлагают усовершенствовать институт «составной» недвижимости за счет уточнения содержания института «единый недвижимый комплекс», который уже существует в действующем законодательстве.
Разработчиками законопроектов предложены признаки объекта недвижимости, которые могут предопределяться уже на стадии проектирования и строительства и в дальнейшем могут быть подтверждены документально. Кроме того, проекты законов с учетом сложившейся судебной практики, из-за более четкого определения признаков объектов недвижимости связывают его с уже применяемыми в законодательстве понятиями – «объект капитального строительства», «объект некапитального строительства», «вспомогательное и временное строение и сооружение», «строение».
Согласно законопроектам, строения, для возведения которых не нужно разрешение на строительство или уведомление о предстоящем строительстве, автоматически перестают быть самостоятельными недвижимыми вещами, а юридически становятся «улучшениями» земельного участка. Улучшениями земельного участка или других объектов недвижимости предлагается считать временные строения и вспомогательные постройки, которые в связи с принятием законопроектов не смогут признаваться недвижимостью (например, замощения, ограждения и пр.).
Стоит отметить, что переходными положениями предлагается предусмотреть ряд объектов, для строительства которых ранее не требовалось разрешения на строительство или уведомления, останутся объектами недвижимости. Это относится к жилым домам и жилым строениям, которые были размещены на садовых и дачных участках, к гаражам, а также к буровым скважинам (за исключением артезианских скважин). В отношении прочих объектов, не отвечающих новым признакам недвижимости, но права на которые были зарегистрированы в ЕГРН, будет установлена процедура исключения сведений о таких объектах из реестра в судебном или во внесудебном порядке в зависимости от вида и характеристик объекта.
Законопроекты предлагают порядок формирования «единого недвижимого комплекса», который объединяет земельный участок и все здания на нем, находящиеся в собственности одного лица. Предлагается также считать «единым недвижимым комплексом» «предприятия» и «имущественные и производственно-технологические комплексы», а эти понятия убрать из законодательства. Соответствующие изменения предоставляют право собственнику объектов недвижимости создать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему объектов недвижимости, если они расположены на одном земельном участке.
Основной задачей законопроектов также является установление порядка образования объектов недвижимости из существующих построек. В отличие от образования земельных участков, которые обособляются друг от друга условной чертой, другие объекты недвижимости, как правило, должны быть обособлены друг от друга перекрытиями или перегородками. Поэтому особое внимание уделяется юридически значимым действиям по оформлению объекта недвижимости с проведением строительных работ. При этом учтено, что в постройках могут быть случаи образования объекта недвижимости без проведения строительных работ. Например, объединение или раздел линейного сооружения, раздел дома блокированной застройки (таунхауса), объединение машино-мест.
«В целом предполагается, что реализация законопроектов устранит необходимость совершения отдельных регистрационных действий в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе за счет создания единого недвижимого комплекса. Вследствие чего возможно сокращение расходов, связанных с постановкой объектов на государственный кадастровый учет и регистрацией прав», - отметила Ольга Тюрина.