Этикетка это ярлык с надписями и фабричным торговым знаком, средство маркировки. Это текстовый или графический знак, выполненный в виде наклейки, талона или бирки на любой продукт производства или выставочный экспонат. На этикетке указывается название товара или изделия, торговая марки изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.
В России существует перечень требований к производителям и импортерам продуктов питания.Общие требования сформулированы в законе «О защите прав потребителей». Этикетка должна исполнять требования к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:
· об основных потребительских свойствах продукции;
· срок годности;
· дату выпуска изделия;
· правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
· фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их место нахождения;
·лицо (и его место нахождения место нахождения), уполномоченное производителем на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.
Первое, на что нужно обратить внимание, это дата выпуска, срок годности, а так же и правила хранения товара. Все эти данные производитель обязан указать на этикетке продукта. Во избежание неприятностей, выбирайте продукты с внятной датой производства и не менее понятной датой истечения срока годности. Важно также обращать внимание на условия хранения продукта, ведь при их несоблюдении срок годности значительно укорачивается. Кроме правил хранения этикетка нередко содержит информацию о правилах применения (приготовление, разогрев, пример рецепта).
Этикетка должна содержать информацию об энергетической ценности продукта, а именно: сколько калорий на 100 гр содержит продукт (обратите внимание, что речь идет не о "порции”, поэтому учитывайте, сколько весит порция), а также состав макронутриентов (белки, жиры и углеводы) и их соотношения в продукте.
На заметку: Желательно, чтобы продукт содержал наименьшее количество чистого сахара и как можно больше медленных углеводов и пищевых волокон. Если эта информация имеется на этикетке, необходимо обратить на нее внимание.
Жиры: Важные составляющие: насыщенные жиры, ненасыщеные жиры, транс-жиры.
На заметку: Избегайте продукты, содержащие транс-жиры, выбирайте продуктам, в которых преобладают ненасыщенные жиры, так как они более полезны для организма и включают в себя ряд незаменимых жирных кислот, необходимых для различных функций организма.
Любая этикетка должна включать в себя информацию о составе продукта. Энергетическая ценность указывает лишь на то, сколько энергии получит наш организм, но чтобы принять окончательное решение о покупке того или иного продукта, нам необходимо понять, из чего именно он состоит.
На заметку: Выбирать продукты необходимо с наименьшим количеством наименований. Отдавайте предпочтение тем продуктам, состав которых вам ясен, и ингредиенты которых вы можете распознать.
Государственный стандарт обязывает указывать на этикетках фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их адреса и контактные данные. Главная цель - оградить рынок от некачественной продукции и иметь возможность связаться с ответственными производителями. Если продукт импортный, то этикетка должна содержать информацию на русском языке, и должна быть указана страна изготовления (или страна происхождения). Информация о стране-производителе также содержится в штрихкоде.
Если при производстве или приготовлении продукта были использованы: биологически активные добавки, ароматизаторы, усилители вкуса, генетически модифицированные вещества, пищевые красители, компоненты с белком (сухое молоко), — все это должно быть указано на упаковке
Сейчас покупатели на прилавках часто видят продукты со странными названиями: «сырный продукт», «молокосодержащий продукт», кефирный, сметанный… На вкус как будто напоминает сыр, творог, кефир, только очень подозрительно отличается по цене и привкус ненатуральный. Это эрзац-продукты, содержащие дешевые растительные масла, пальмовое или кокосовое, с помощью «Е» доведенные до нужной консистенции и приукрашенные всевозможными улучшителями вкуса, цвета и запаха…
Вывод: Необходимо внимательно читать этикетки, тогда Вы будете владеть информацией, а значит сможете выбрать здоровый продукт.
В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2015 года в Консультационном пункте для потребителей Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах работает "горячая линия" по вопросам защиты прав потребителей на здоровое питание.
Девиз акции - "Сфокусируем права потребителей на здоровом питании".
Звонки принимаются по телефону 8(384-43) 56-247
Личные обращения по адресу: г. Мариинск, 1-й Микрорайон,5а, помещ.3, также по электронной почте: potrebitel.mariinsk@mail.ru, http://consultantmar.ucoz.ru
Юрисконсульт